Монтажер, наряду с такими известными профессиями, как "режиссер", "сценарист", "актер", "оператор" - одна из основополагающих в кино. Профессия эта прошла интересный эволюционный путь. От ручного обрезания-склеивания самой что ни на есть плёнки - до компьютерных программ по монтажу. Как и многие другие кинопрофессии, она произошла путем "разделения" обязанностей, т.е поначалу с задачей монтажа справлялись, например, режиссеры, или операторы, но теперь это отдельная дисциплина и за монтаж, и только за монтаж - ответственен конкретный человек. Более того, теперь ещё есть и так называемые "режиссеры монтажа".
Итак, не стоит относиться к этой профессии пренебрежительно. Ведь это "несущая стена" всего фильма. А монтажный период создания фильма может в несколько раз дольше, чем сами съёмки.
Монтаж - это не просто "работа после работы", это не нечто прикладное, монтажер также сильно, также внушительно меняет облик будущего фильма и влияет на его будущий успех. Одну и ту же картину с помощью "правильно расставленных" эпизодов можно сделать и настоящим шедевром и полным провалом. Режиссер монтажа руководствуется не только логикой - мол, чего сложного? есть сценарная последовательность эпизодов, нужно всё расставить по местам. Конечно, нет: он руководствуем чувством вкуса, ритма фильма, он заботится о том, чтобы выраженные в фильме идеи выражались яснее, точнее, чтобы показанные образы правильно прочитывались потенциальным зрителем. Монтажер должен быть и в чем-то психологом - хорошо понимать зрительские ожидания. И сценаристом - понимать, как и на чём строится драматургия сюжета, что из истории можно вынуть, а что следует добавить, где необходимо сделать правильный акцент и на чём заострить внимание. И, само собой, монтажер должен оставаться отлично "подкованным" технически. Плюс - любопытным, заинтересованным в развитии. Изучать творчество коллег по цеху, искать новые приёмы, создавать новые приёмы, пристально и постоянно наблюдать за тем, что происходит в кино-мире здесь и сейчас. И хоть отдельно взятые режиссеры монтажа во всём следуют "внутреннему ощущениям" директоров-режиссеров и действуют "по плану", за ними остаётся большая свобода творчества и, повторимся, огромная ответственность.
И это касается именно "режиссера монтажа", - и свобода творчества и поиски новых методов. Монтажер часто таких свобод не имеет и выполняет определенные, данные ему, технические задачи. Именно режиссер монтажа может вмешиваться даже в сценарий и наравне с другими вносить большую лепту в будущую киноисторию.
Плюс, как это бывает со многими профессиями, мы их не замечаем, пока они не совершают ошибки. А ошибки могут быть фатальными. К сожалению, уже в интернете появился чуть ли не новый мем "удивительный российский монтаж", он касается странной "монтажной" тенденции в новом российском кино - телепортирующиеся персонажи, невнятно развивающийся сюжет, тогда как все его элементы есть, да странно расположены и совершенно абсурдные, смешные ситуации, рождающиеся из-за неумелого монтажа. Хотелось бы, чтобы эта тенденция ослабла.
Где учиться:
ВГИК им.А.С. Герасимова (курсы режиссеров монтажа)
Московская школа нового кино
Гитр