Зима в этом году пришла ровно по календарю: в первый же рабочий день декабря на улицы лег снежный покров. Автомобилисты лихорадочно вспоминают навыки зимней езды, а синоптики призывают усилить бдительность: к концу недели ожидается мощный гололед, который в Москве традиционно оборачивается «днем жестянщика». Впрочем, могло быть и хуже: особенно жестоких холодов в столичном регионе пока не ожидается.
— В этом году в Москве налицо начало классической русской зимы с несильными, но все же минусовыми температурами, — рассказал «МК» научный сотрудник центра погоды «Фобос» Михаил Леус. — Ночью температура будет опускаться до -5 градусов, по области будет доходить до -10. А днем ожидается слабый морозец в 1–4 градуса ниже нуля. Интересно, что 2017 год — с его аномально поздними весной, летом и осенью — начало зимы в Москве выдал аккурат по календарю, в первых числах декабря. Минувший ноябрь оказался теплым и бесснежным — в отличие от прошлого года, когда к середине месяца уже надежно лежал снег. Но такое календарно четкое и довольно мягкое начало зимы не должно расслаблять москвичей, заметил метеоролог: впереди — жестокие гололеды. Ледяное крем-брюле Ситуацию такого типа в Москве за последние годы принято называть «ледяной дождь». На дорогах, проводах и стеклах машин корка льда, коммунальщики изо всех сил обрабатывают реагентом самые важные транспортные артерии, а в переулках и дворах — каток. Неопытному водителю выезжать на улицы не посоветуешь — впрочем, он и машину не сможет открыть: дверь запечатана льдом. Воздушные линии Интернета и телефона могут упасть из-за обрыва проводов: приготовьтесь, работающие за городом! — Механизм этого погодного явления не столь важен, — рассказывает Михаил Леус. — Классический ледяной дождь — это довольно редкое стечение обстоятельств (температурных колебаний и объема осадков), но последствия, сходные с ними, — то есть, говоря научно, гололедные явления — это вещь куда более частая. И именно такие явления можно прогнозировать в конце этой недели. Ходите с опаской, рулите осторожно — Многие за минувшую осень привыкли к такой практичной обуви, как теплые резиновые сапоги, — рассказал «МК» столичный врач-травматолог Ринат Абдулин. — Так вот: на этой неделе особенно внимательно смотрите на прогноз погоды! При плюсовой температуре такие сапоги удобны, но в малейший минус с вами будет как в фильме: поскользнулся — упал — очнулся — гипс. Тем, кто ходит с палками, посоветую поменять их на лыжные — они имеют на концах острые шипы, которые лучше держат на льду. — Шипы — это вторая по эффективности защита для автомобилистов, — советует автоинструктор Денис Козырев. — Первая — и более важная — собственная голова. Нужно полностью переключиться на зимний режим вождения. Это означает плавный набор скорости до отметки «предельная» минус 10–20 км/ч. Избегать резких перестроений. Поворотники включаем заранее, перед торможением сначала прикоснуться к педали, чтобы зажглись предупреждающие «стопы». А выезжая из двора, стоит (если сзади никого нет) проверить тормозные свойства поверхности: вжать педаль в пол. Сразу станет понятно, с какой скоростью нужно ехать и как маневрировать.
Опыт предков Еще сравнительно недавно — лет 30 назад — значительная часть водителей зимой просто ставили машины на прикол и пользовались общественным транспортом. Остальные умели ездить по льду и снегу на обычной (сейчас это называется — летней) резине. Конечно, намного медленнее и осторожнее, чем летом. Но если говорить о более давнем прошлом, то когда-то — 100 лет назад и раньше — Москва решала проблему зимних дорог куда радикальнее. Специальным приказом городского головы в те дни, когда ложился снежный покров, объявлялся «зимний путь». Это означало, что вместо колесных экипажей по городу следовало передвигаться только на санях. Снег при этом не чистили до асфальта и не плавили реагентами — его укатывали, так что в санях поездки по городу оказывались быстрее и комфортнее, чем на колесах. Другое дело лед — при помощи песка и лома пешеходные тротуары расчищались до безопасного состояния. В последний раз «санный путь» в Москве официально объявляли и весной отменяли как раз сто лет назад — в 1917 году. При советской власти сначала было не до этого, а затем был принят курс на совершенно другой уклад жизни и транспорта — колесный. А может быть, и зря. По крайней мере, уже сейчас, когда в области установился снежный покров, белый пейзаж куда симпатичнее серого — привычного обитателям московских дорог. Нам же, жителям мегаполиса, можно только посоветовать больше гулять в столичных парках — там снег уже украсил землю и деревья. Автор: Антон Размахнин Фотограф: Евгений Семенов
|