Когда-то Юрий Никулин сказал: «Если всех клоунов мира собрать вместе, то получится два троллейбуса». Всего. Такая это штучная цирковая профессия. Она же — судьба. Одним из мировых клоунов в этом троллейбусе был Андрей Николаев, которого весь мир знал как клоуна Андрюшу. Он стал обладателем высшей всемирной клоунской награды «Маска Грока» и премии «Оскар» брюссельского королевского цирка. Андрюша умер в возрасте 85 лет.
На арене — клоун Андрюша, в миру — артист Андрей Николаев. Он окончил Государственное училище циркового и эстрадного искусства им. М.Н.Румянцева (Карандаша) и режиссерский факультет ГИТИСа, в котором воспитывал артистов цирка и эстрады до недавнего времени.
Образ Андрюши родился в 60-е годы, когда на арену вышел шаловливый озорник в береточке с морковкой вместо пипочки из ткани. Этот Андрюша все время попадал в нелепые ситуации, реакции на которые у него были чисты, как у детей. Поэтому его любили и дети, и взрослые.
Ему было 85, а работать он закончил как раз до пандемии. Его любили приглашать в рождественские цирковые программы, где он работал не только номером, а выходил с несколькими репризами.
Одним из последних людей, кто с ним успел пообщаться, был сотрудник компании «Росгосцирк» Юрий Халявин. Он-то и рассказал обозревателю «МК» о последних днях артиста.
— Я позвонил ему, потому что «Росгосцирк» решил выдвинуть его кандидатуру на премию, которую раз в год вручает фонд «Артист» Евгения Миронова. Ее обычно вручают театральным актерам, но с прошлого года статуэтку Чарли Чаплина стали получать и цирковые. Вот мы и выдвинули Андрея Николаевича.
Я позвонил ему и услышал какой-то болезненный голос, он медленно говорил. Я спросил, что случилось, он ответил: «Я просто очень устал». Но тем не менее прислал анкету со своим послужным списком. Это было в субботу, а когда я в следующий раз набрал номер, уже никто не отвечал. А через какое-то время пришла эсэмэска: «просьба не беспокоить, если понадобится, обращусь». Кто писал — сам ли или кто-то за него, не знаю.
— Юрий Юрьевич, артист жил один? Все-таки пожилой человек требует заботы.
— Он жил один, но был абсолютно самостоятельным. Ему все время звонили, приезжали ученики, две клоунессы, которых он воспитал в ГИТИСе. Я ему звонил часто. Еще две недели назад его в разговоре перебить было невозможно, был активен, поэтому я и удивился, когда он в субботу еле разговаривал.
— Когда он последний раз выходил на манеж?
— Это было незадолго до пандемии, осенью 2019 года, когда в Цирке Никулина отмечали 100-летие государственных цирков России. Туда приехали все наши старые клоуны — Марчевский, Майхровский, Куклачев. И Николаев тоже был. Он любил выступать в Амстердаме в цирке-театре Carre. У него был потрясающий номер: выходил в смокинге, как джентльмен, начинал петь и постепенно на глазах у зрителей, которые не понимали, как он это делает, цивильный костюм превращал в клоунский. Незаметно черные строгие брюки превращались в укороченные штаны, куда-то девалась манишка, и через несколько минут перед публикой стоял клоун Андрюша. Овациям не было конца — так оценили чудо-преображение.
Он ведь первый клоун в моей жизни, которого я увидел в детстве. Это было в Харькове, там открыли цирк, и в первой программе работал клоун Андрей. И я запомнил его. Он уже тогда был уникальный, а когда придумал своего Андрюшу, забыть его уже было невозможно.
Очень разносторонний был артист и человек: пел, режиссировал, учил. Не просто ремесленник, а большая личность.
— Как известно, клоуны — это люди с очень непростыми характерами, вне манежа вообще мрачные.
— Это правда, тут Андрей Николаевич не исключение — характер был непростой. Но с ним было очень интересно общаться. И потом он был очень прямым человеком. Говорил то, что думает, не юлил, не уходил от проблем.
— Кто-то из зарубежных коллег откликнулся на смерть Андрея Николаева?
— Цирк — это единый мир, который не делится на дружественных и недружественных людей. Я знаю, что уже в «Росгосцирк» приходят телеграммы — за рубежом знают об утрате. Да и ученики его, наверное, плачут, даже те, кто сейчас не в стране. Ведь он учил и Пугачеву, и Сергея Дитятева, Александра Буйнова… Боюсь кого-то не назвать — люди же обижаются.
— В Интернете можно найти съемки программ, где участвовал клоун Андрюша. Это единственное, что он оставил нам?
— Последние два года Андрей Николаевич писал книгу. О своей жизни, о том, как сложно быть клоуном. Я точно знаю, что он ее дописывал, но не успел. Как он не успел получить свой приз, на который мы его выдвинули. Очень надеюсь, что эта книга будет издана.
— Поскольку клоун уже нигде не служил, где будет прощание с ним?
— Уже решено: в пятницу, 18 августа, в 10 утра будет прощание в Цирке на Цветном бульваре. А похоронят его, как он и хотел, в могилу к сыну, которого он потерял в 2007 году. Сын умер от онкологического заболевания. По воле Андрея Николаевича его захоронят в могилу к сыну на Даниловском кладбище.
К сожалению, сейчас все клоуны находятся во Владивостоке на фестивале «Дорога в цирк». Из-за разницы во времени не удалось ни до кого дозвониться. Но режиссер Тереза Дурова, 20 лет проработавшая в цирке, вспомнила, что пересекалась с Андреем Николаевым и на гастролях, и в Союзгосцирке.
— Андрей был очень предан цирку, своему предназначению и жил только этим. Хочу сказать, что он один выходил на манеж, а соло-клоун — это самое, наверное, сложное, что есть. Ни партнеров, никого рядом — артист может рассчитывать только на себя. И это был его образ, его судьба. У него была репутация интеллектуала, что большая редкость среди клоунов. У меня было ощущение, что он все время чему-то учился, что-то читал.
Марина Райкина