Детонатор недовольства
Если посмотреть контент бесчисленных учительских форумов, сразу отметишь: люди обсуждают не свою работу, а трудности существования в профессии. Лейтмотив: совсем нет времени, выкладываюсь целиком, а никто не ценит (спасибо не скажет), только требуют.
А вот реальная нехватка денег на образование собственных детей или на приличные туфли для себя — этого нет или очень мало, это как бы по умолчанию известно. Отсюда следует: недовольство учителей гораздо шире и глубже, чем просто недовольство зарплатой. Оно по формуле «не только доброго слова не скажут, но и платить не хотят».
Сложный комплекс чувств: с одной стороны, острое ощущение неоцененности собственного труда, а с другой — неистребимая уверенность в превосходстве профессии учителя. Это разрывает само по себе, так ведь еще «новые системы» поддают жару.
Государство ввело меры унизительные, обидные: зарабатывай баллы — как трудодни в послевоенном колхозе (потом оплатят, как сочтут нужным); конкурируй — словно ты участник стахановского движения (рвение опять в цене) и знай, что вместо гарантированной достойной зарплаты государство дает тебе формулу — там одни переменные, разумеется.
В Москве, например, один учительский балл стоит 1250 рублей, а в Хакасии 10 рублей (в прошлом году было 4 рубля 57 копеек, но вот прошло повышение). Что имеет учитель, набравший 20 баллов и там и тут за одинаковую работу, сосчитать нетрудно. Насчитать — это вообще нетрудно, даже вычесть из уже заработанных за какие-то нарушения, за не сданный вовремя документ или незаполненный журнал — минус балл! Проблема — оформить документы на стимулирующую и выплатить. Бухгалтерии проще это делать раз в полгода, в большинстве регионов так и выплачивают. Кто же все вспомнит! Кто возразит! И вот картинка: в сводках «много», а в кошельке «мало».
По крайней мере в октябре учителя из регионов повышения не ощутили, разве рублей на 500. Тем острее прочувствовали жернова технологии надувательства: «Нам сказали, что интернаты не относятся к повышению и поэтому его не будет. Если будут какие-то волнения, недовольства и люди решат куда-то жаловаться, писать, звонить и т.д., надо поставить департамент в известность, и представитель департамента придет и все еще раз объяснит и успокоит».
От кого зависим, на того и работаем
Но виртуальные закидоны с отчетностью и реальные деньги рядом не поставить и одинаково по этим направлениям не сработать. Хотя начали именно финтить: и регионы у нас разные (естественно, кто бы спорил!), и критерии у всех свои, и сами виноваты, плохо работаете — правды не найти. А на-гора выдано: в 50 регионах реальное повышение. Но люди изумляются: а мы где живем? У нас на 3%, а у нас на 6% — а где на 30%? И тут власти говорят: окститесь, никто не обещал сразу — это же «поэтапно», на перспективу!
Точно — уж лучше бы молчали и «поэтапно» добавляли. Потому что этот хитрый ход с повышением вкупе с «внутривидовой» борьбой за место под солнцем (прибавку к жалованью) разъедает и без того хлипкий учебный процесс. Он теперь вообще дело десятое. Базовая-то ставка на уровне МРОТ, как у технички.
«Школа должна учить, а мы в сердцах говорим: если бы не дети, то мы все бы успевали: и в конкурсах мыслимых и немыслимых участвовать, и кучу разных бумаг заполнять, и детей готовить к разным внеклассным мероприятиям. Обычное дело: идет урок, открывается дверь, вызывает директор или завуч, у них что-то срочное — заполнить или сделать немедленно, приезжает какая-то тетя или какой-то дядя высокопоставленный, и его надо встретить с песнями, танцами и прочими номерами. Урок сорван, моя голова болит о том, с кем, когда и что репетировать, а остальные дети — как-нибудь. Учителю некогда учить, а дома у родителей те же заботы: как побольше заработать, как коммунальные оплатить, чем семью накормить».
Не шутите с огнем
Фактор призвания как мотивации к работе учителя все же присутствует — даже в самых отчаянных высказываниях. Учитель знает, что он должен делать и каким быть, и ему стыдно за то, как все устроено в школе и в информационном пространстве. Теперь на какую телепередачу о школе ни попадешь — «учителя негодные, им нельзя доверять». Платить — соответственно. Не за что. Только некоторым, хорошим. И они уже есть в каждой школе, эти два класса учителей, «избранные» и остальные. Хотя к чему бы: каждый идет к детям, каждый допущен и уполномочен. Каждому — среднюю по стране зарплату.
Есть сомнение, что хоть какая политика в области дифференциации учительских зарплат будет успешна или оценена как таковая. Никто из серьезных ученых не возьмется разрабатывать критерии, по которым можно оценить учителя как хорошего или как плохого, это огромная работа, которую уже много раз пытались выполнить, но всякий раз формула оказывалась ситуативной. То, что происходит сейчас — стимулирующие факторы, балльная система, — финансовой погоды не делает, а безобразие в отрасли плодит.
Учителя возмущены, как никогда. Не потому, что ненасытные, а потому, что их работа, если ее выполнять добросовестно и без оглядки, приносит обществу такие результаты, которые никакими деньгами не оценить. Это такая самоотдача, которая ни во что материальное не конвертируется. Но если власть этого не понимает, то пусть хотя бы выполняет свои обязательства.
«Дайте денег!» — положение просящего учителя больше не оскорбляет.
Очень тревожный сигнал.
Людмила Кожурина