15 января в пермской школе №127 произошла драка между учениками, в ход пошли ножи. По предварительным данным, в результате конфликта пострадали 15 человек. Учительница и один из учеников находятся в тяжелом состоянии. Подозреваемые задержаны, заведено дело о покушении на убийство. Трагедия заставляет всех нас искать ответ на главный вопрос: что делать родителям и детям в мире, где школа перестала быть безопасным пространством?
Мы обратились за комментариями к возрастному психологу Наталье Евсиковой и семейному психологу Елене Перовой.
Наталья Евсикова:
Родителям подростков это сделать непросто. Переходный возраст — трудное время и для детей, и для их родителей. Настроение и поведение подростка часто меняются, он то возбужден, то апатичен, то открыт, то замкнут. С ним постоянно что-то не так — и заметить, что это «не так» уже всерьез, может только тот взрослый, кто постоянно и заинтересованно общается с ним. И при этом — важное условие! — встречает ответное доверие.
Подросток пытается освоиться в бурном мире отношений за пределами семьи, и ему необходимо чувствовать, что родители его поддерживают. Если же нет принятия и чувства безопасности, то результатом может стать агрессия — обращенная на самого себя или вовне.
Если родители все-таки на это решатся, им важно грамотно сформулировать причины этого обращения, чтобы подросток не думал, что из него делают «психа» и «пациента». Лучше сделать акцент на проблемах в отношениях. Что-нибудь вроде: «Мне стало трудно находить с тобой общий язык. Я не понимаю, как мне лучше с тобой общаться, и хочу сходить по этому поводу к психологу. Сходи, пожалуйста, со мной, чтобы психологу было понятнее, в чем у нас проблема. Заодно, может, какие-нибудь свои вопросы задашь».
Родителям обычно прекрасно известно, где «слабое место» их подростка, в каких ситуациях он хлопает дверью, когда молчит и замыкается в себе, какой уровень стресса ему по силам. И все-таки взрослым всегда важно знать, на что обратить внимание, как подстраховать своих детей в сложных обстоятельствах.
Школьный психолог делает очень многое: он оценивает готовность всех школьников к обучению, помогает первоклассникам приспособиться к новым требованиям, пятиклассникам — освоиться с переходом в средние классы, консультирует учителей и родителей, следит за подготовкой к экзаменам, потому что это время стрессов и перегрузок, и так далее. Приходится признать, что на индивидуальную работу с детьми времени у многих психологов уже просто не остается. Хотя у опытного профессионала, работающего с учителями, которые его понимают и поддерживают, есть шанс сделать больше.
Есть идеальная модель, а есть реальная ситуация в наших школах. И разница между ними велика. В идеале школьный психолог работает над отношениями в коллективе. Школьники проводят вместе значительное время на протяжении многих лет, и их отношения могут быть как ресурсом, так и источником напряжения и травматического опыта. Есть немало способов улучшить отношения в классе, например, с помощью тренинга на сплоченность. Школьный психолог может также помогать детям в решении их личных проблем, помогать при возникновении конфликтов с учителями.
Психолог обычно работает с детьми в учебное время, учителей это раздражает — считается, что уроки важнее
Если психолог находится в контакте с классом, знает о «подводных течениях», он может заметить изменения в эмоциональном состоянии кого-то из детей. Но это невозможно сделать, если психолог один, а классов — десятки. Если бы у психолога была возможность хотя бы иногда проводить в классе тренинг, тесты, он мог бы лучше представлять себе ситуацию: какие в классе отношения, есть ли между кем-то напряжение. Вместо этого он завален бумажной, административной работой. Да и в школе есть некоторое предубеждение: психолог обычно работает с детьми в учебное время, занимает классный час, учителей это раздражает — считается, что уроки важнее.
А если взять идеальную ситуацию, кем должен быть для ученика школьный психолог?
Елена Перова: Психолог — это человек, с которым можно поговорить откровенно и безопасно, кому можно доверять. Даже несмотря на то что подростки в целом не склонны идти на контакт со взрослыми, с психологом отношения иные. Ведь он всегда внимательно и с уважением слушает, не осуждая, не высказывает оценочных суждений, интересуется тем, что важно подростку, не говорит так, будто он непререкаемый авторитет, — словом, он просто человек, который разговаривает с другим человеком, а не взрослый, который учит подростка жить. Школьный психолог точно так же соблюдает этические правила, как и любой другой психолог. Подросток не должен раскаиваться в том, что откровенно рассказал о себе.
Важно понимать, что у детей, которых могут счесть потенциально опасными, и без того более хрупкая психика
Если психолог полагает, что школьник попадает в группу риска, он может предложить ему поработать индивидуально и попытаться понять, нет ли поводов подозревать психическое заболевание или не угрожает ли ученику нервный срыв. В первом случае нужно рекомендовать семье проконсультироваться у психиатра, сохраняя это в тайне. Во втором — помочь подростку разобраться с проблемами, при необходимости привлекая родителей и учителей.
Сейчас в СМИ активно говорят о том, что надо выявлять потенциально опасных детей. А что с ними делать дальше? Важно понимать, что у детей, которых могут счесть потенциально опасными, и без того более хрупкая психика, они и без того уязвимы и часто становятся мишенью издевок в классе, и если вдруг выяснится, что их считают опасными, это только навредит их положению.
Почему так меняются сегодняшние школьники и как научить детей выяснять отношения мирно? Воспитывать доброту — значит учить ребенка деятельно сопереживать другому, не избегать конфликтов, но уметь слушать и отстаивать то, что он считает справедливым. Больше об этом вы узнаете из нашей статьи Остановить насилие в школах!
Сегодня много пишут о влиянии на поведении подростков СМИ, которые активно освещают подобные истории, фильмов, где убийцы — нередко положительные герои, компьютерных игр, так называемых «стрелялок». Насколько cправедливы эти предположения?
Проводить однозначную прямую связь между каким-то явлением культуры и поведением ребенка значило бы сильно упрощать дело. На ребенка влияет множество факторов — семья, школа, друзья и родители, то, о чем ему рассказывают, то, что он наблюдает вокруг, и то, какие выводы он делает обо всем этом. Разные люди на одну и ту же передачу по ТВ реагируют совершенно по-разному. Что подумает подросток, увидев репортаж о случившемся в Перми: «Жаль пострадавших» или «Я тоже так хочу»? Это зависит от того, какие ценности он усвоил, чему успел научиться — в первую очередь у своих родителей.
Елена Перова: Я бы рекомендовала выражать сочувствие всем участникам трагедии, в том числе нападавшим: скорее всего, они оказались в трудной ситуации, не справились с ней, не нашли, к кому обратиться за поддержкой, и совершили ужасный непоправимый поступок. Не надо делать из них чудовищ. Важно найти верные слова и заверить детей, что у них есть кому довериться и к кому обратиться в трудную минуту, напомнить, что они в жизни не одни.
Мария Ищенко, Анна Терехова