Да, случилось такое во времена Екатерины Второй в городе Туле. Про тульские самовары, оружие и пряники все наслышаны. Песни и анекдоты насчет продукции, создаваемой умельцами этого славного города, всем известны. «Натаскал с завода деталек, хотел жене подарок сделать - швейную машинку собрать. Как ни собираю - все пулемет получается!»… Увы, с течением времени забылось, что было в ассортименте тульских мастеров и еще кое-что, поистине уникальное.
Кто, например, знает, что такое «ПАЖ»? Нет, не поправляйте меня! Именно «что», а не «кто»! Имеется в виду не мальчик-слуга, а изысканная металлическая штучка – инструмент, щипчики с длинной ручкой. Щипчиками дамы прихватывали, приподнимая, подолы бальных платьев… Или еще – из ушедших в небытие предметов: курульное кресло. По своему назначению - нечто близкое инвалидному. Но на вид – ничего похожего – изящнейшая складная конструкция из стали. Императрицы, будь то Елизавета Петровна или Екатерина Вторая, устав шествовать по дворцовым переходам и залам, могли продолжить путь в курульном кресле.
Сталь и Екатерина Вторая упомянуты в этом тексте неслучайно - между ними есть историческая связь. Искусство виртуозной художественной обработки стали достигло расцвета во второй половине ХY!!! века.
О чудесах, которые творили из этого металла тульские мастера, напомнила выставка в Государственном Историческом музее. Со времен Петра Первого производство оружия было основным делом тамошних умельцев. Но в свободное от госзаказов время мастера создавали шедевры для души и для собственного кармана. И творчество их ценилось очень высоко! В изделиях тульских умельцев сочетались передовые технологии тех времен и отменный художественный вкус. Недаром во времена Екатерины Второй и позднее - до середины ХIХ века изделия из тульской художественной стали входили в ассортимент самых ценных посольских даров и регулярно экспонировались на российских и международных промышленных и мануфактурных выставках.
К сожалению, шедевров тех времен сохранилось мало, наследие художественного творчества тульских оружейников составляет не более полутора тысяч предметов. Для экспозиции в Историческом собрали эксклюзивные вещи из коллекций Эрмитажа, Музея Кремля, из музеев Гатчины, Павловска, Царского села, из частных коллекций, принимал участие в выставке и лондонский Музей Виктории и Альберта.
То, что можно было увидеть на стендах вызывало у посетителей удивление и восторг: «Вот оказывается, что можно создать из металла, который мы привыкли считать отнюдь не драгоценным!» Тут были образцы парадной стальной мебели второй половины ХY!!! века (в том числе эти самые курульные кресла, выполненные по дворцовым заказам для русских императриц. Предметы - целый набор изысканных вещиц! - преподнесенные Екатерине Второй Тульским обществом оружейников, когда она на пути из Крыма сделала остановку в Туле.
Среди изделий, прикладного назначения, но являющихся подлинными шедеврами искусства - светильников, шкатулок, детских игрушек в виде миниатюрного оружия – особое место занимали на выставке украшения. Ведь мастера тульские были уникальными ювелирами, способными создать тончайшие вещи. Истинные «Левши», в руках которых сталь приобретала бриллиантовый отблеск. Серьги, бусы, перстни… Особая огранка придавала металлу неповторимо-благородный вид.
О бриллиантовой огранке стоит сказать особо. Как пояснила куратор выставки Л.А. Дементьева, техника этой огранки была известна в Европе, в частности в Англии. И тульского Левшу не зря командировали именно в эту страну: тульские мастера европейскую технологию усовершенствовали и придали ей неповторимое национальное своеобразие. Под их руками капелька металла – виде крошечного «грибка» - подвергнувшись огранке, выглядела действительно как бриллиант. В результате чего стальная «ювелирка» по стоимости не уступала золотой…
Насладившись созерцанием экспонатов, я задала куратору выставки напрашивающийся вопрос:
- А сейчас в Туле что-либо подобное производится? Ведь технологии бриллиантовой огранки наверное сохранились?
Людмила Ароновна Дементьева ответила резко, с нескрываемой болью:
- Ничего не сохранилось!...
Мы много говорим о народных промыслах - сокровищах национальной культуры. И не напрасно говорим. Спрос на предметы, созданные мастерами- художниками, растет синхронно с ценами. Разумеется, имеются в виду изделия, принадлежащие к подлинному искусству, а не грубые подделки! Настоящие «Палех», «Гжель», дагестанская чеканка, Ростовская финифть, «Хохлома»… - творческие богатства нашей Родины не счесть. Но тульская художественная сталь в этом перечне отсутствует. И революционные катаклизмы, на которые частенько валят потери сокровищ прошлого, тут не причем. Последняя выставка тульских шедевров была в конце ХIХ века. С той поры забылось, ушло…
Неужели в наши дни не найдется энтузиаста и к тому же расчетливого человека, способного просчитать все грядущие выгоды, который готов извлечь из архивов старые секреты и возродить искусство прошлых веков! Ведь дело-то может быть не только благородным, но и прибыльным.