Концерт проходил в Камерном зале Московского международного Дома музыки. Оркестр Musica viva исполнял увертюру к опере «Оберон» Вебера. Внушительная фигура дирижера возвышалась над музыкантами Алексей Панов стоял, как положено - лицом к оркестру движения его рук были настолько наполнены энергией, что было ясно - отработанный артистизм жестов, которому уделяют столько внимания некоторые дирижеры, его совершенно не заботит. Но главное, что бросилось в глаза: пюпитр перед дирижером был пуст - там не было партитуры!
…Завершающий аккорд. Аплодисменты. Дирижер неловко раскланявшись, осторожно пробрался за кулисы. С тем, чтобы через несколько минут появиться снова появиться на сцене. Но уже в другом качестве – на сцену выкатили рояль. Алексей Панов исполнил Первую часть концерта Грига для фортепиано с оркестром. Вслед за ним Вторую и Третью части концерта сыграл юный пианист Данила Логинов, пюпитр перед которым также был пуст. «Ученик Панова!» - пояснили эрудированные слушатели.
Концерт продолжали вокалисты: звучали дуэты, арии, романсы… В программе не упоминалось о недостатках зрения исполнителей. Критерий один – мастерство, духовная наполненность. Лишь потому с какой заботой работники сцены помогали артистам занять место перед микрофоном и, раскланявшись, удалиться за кулисы, можно было понять с какими трудностями сопряжен для них каждый выход, каждое выступление…
Преклонение перед мужеством и целеустремленностью этих обиженных природой людей вызвало и другую мысль: не обладай они волей к преодолению, на какое безрадостное были бы обречены все эти таланты!
После окончания концерта удалось побеседовать с Алексеем Пановым. Он рассказал, что мероприятие это проходит в рамках ставшего традиционным Международного фестиваля «Музыка света», идея которого объединяет музыкантов с инвалидностью, предоставляя им возможность достойного самовыражения. Инициатором фестиваля была сподвижница благотворительного движения в постсоветской России Ольга Арсеньевна Суворова. Эта замечательная женщина ушла из жизни три года назад. Но дело, ею затеянное, живет. Еще в 2009 Ольга Арсеньевна начала с того, что взялась за организацию концертных программ, которые давали бы возможность выйти на большую сцену слепым и слабовидящим талантам.
Ведь сколько таких одаренных людей! Так уж задумано природой: недостаток (или даже полное отсутствие) одного из органов чувств, компенсируется другим. Люди, лишенные счастья видеть мир, наделены способностью слышать богатство его звуков. И запоминать, помнить больше и точнее, не отвлекаясь на ерунду, как мы, небрежные, небережливые, которым все доступно…
Усилиями энергичных сподвижников из общества «Адреса милосердия», продюсерского центра «Арт-Брэнд» и других российских и зарубежных организаций проходят - увы, не так часто, как хотелось бы музыкантам! - концерты, девиз которых звучит прямо с олимпийским задором; «Возможности ограничены - способности безграничны». Сформировалась и концепция совместных выступлений профессиональных музыкантов-инвалидов и признанных звезд исполнительского искусства. Обретающие в последнее время благодаря телевидению популярность программы с участием людей, наделенных удивительными талантами, подтверждают общественную востребованность этого направления. И доказывают: в искусстве инвалидов не бывает!
…Однако закончить нашу беседу с Алексеем Петровичем на этой оптимистической ноте не удалось. Он заговорил о сложностях, с которыми приходится сталкиваться слепым музыкантам. Одна из проблем – ноты. Современная техника позволяет сделать перевод обычного плоского нотного материала на ноты в технике Брайля, которые читаются чуткими пальцами слепого человека.. Но ноты, воспроизведенные в технике Брайля, не могут воплотить все нюансы произведения композитора, да и дороги, редки эти издания. Расширить репертуар незрячему исполнителю очень трудно. Особенно это сложно исполнителям симфонической музыки.
Тут естественно было заметить: «Алексей Петрович, но Вам-то удалось преодолеть эти сложности! Расскажите о себе!»
Вот что рассказал этот удивительно целеустремленный и мужественный человек, верный своему призванию.
Алексей родился в Москве в 1969 году. Ребенок появился на свет слепым из-за редкой патологии глаз, и лишь после нескольких тяжелых операций к восьми годам мальчику удалось частично восстановить зрение.. Но слепота не мешала тому,что с двух лет он тянулся к роялю. С большими трудностями, с перерывами на лечение, Алексей закончил музыкальную школу и училище при Московской консерватории, а в 1998 году с красным дипломом и консерваторию. Стал лауреатом международных конкурсов пианистов.
Мечта быть дирижером заставила с упорством преодолевать сопротивление скептиков: как это слепой будет управлять оркестром!? Но и это удалось преодолеть. У Алексея Петровича феноменальная память. Трудно представить себе, какой колоссальный работы требует совершенствование способности запоминать, выражаясь современным техническим языком, объемы музыкальной симфонической информации! А как иначе вслепую, без партитуры-шпаргалки, руководить оркестром?
«У оркестрантов по отношению ко мне нет отторжения», - так деликатно сформулировал Алексей Петрович суть своих взаимоотношений с музыкантами. Оценка коллег дорого стоит - искусству чуждо снисхождение к чужим слабостям! Не стоит надеяться и на то, что к инвалиду будут снисходительны слушатели и простят погрешности исполнения.
Эту безоговорочную требовательность к себе Алексей Петрович внушает своему воспитаннику Даниле Логинову. Юный Данил от рождения слеп и очень талантлив. Он играет на рояле, баяне, гитаре, занимается композицией, импровизирует. Добивался успеха на международных фестивалях, выступал на престижных конкурсах юных пианистов.
Алексей Петрович загружен работой до предела. Помимо концертных выступлений, ведет программу на радио «Орфей», публикуется в музыкальных изданиях, написал книгу о дирижере Павле Когане. .. Какие «ограниченные возможности»? Если любовь к музыке безгранична…