Практически каждый человек, который когда-то что-то написал (рассказ, повесть, историю, школьное сочинение, в конце концов) и получил за это похвалу, задумывался о том, чтобы связать свою жизнь с этим видом искусства. Как понять - стоит ли всерьёз заниматься писательством или лучше отбросить эту затею?
Филипп Конюхов, редактор 1001.ru
Многие из пишущих собратьев по перу считают себя профессиональными писателями. Укрепляют их в этом мнении изданные за свой счёт книги тиражом в 100 экземпляров, журнальные статьи и даже членские билеты различных союзов. Так кого считать профессиональным писателем?
Л. И. Брежнев в своё время ясно выразился по этому вопросу:
«Профессиональным писателем может быть только член Союза писателей СССР».
Здорово выразился генсек! Но в советские времена СП был иной. Его Устав предусматривал иные правила приёма, и он давал серьёзные преференции своим членам.
Надо оговориться, что сам приём далеко не всегда являлся справедливым. Например, В. Высоцкого так и не приняли в Союз писателей, а Г. Троепольского мурыжили тридцать лет и только после присуждения звания лауреата Госпремии СССР за «Белого Бима» соизволили принять.
Всё было: и зависть, и интриги, и протекция, но всё-таки… А сейчас достаточно опубликовать несколько рассказов на литературных сайтах, заплатить деньги и вступить в СП. И ещё: если в советское время был один СП, то сейчас куча альтернативных.
Например: есть СП России — преемник Союза писателей СССР, а есть Российский Союз писателей (РСП). Догадайтесь с трёх раз — кому это нужно? И для чего создавать путаницу в названиях? Есть и много других союзов с не менее громким названием!
Главным отличием советского Союза писателей, созданного в 1934 году, было то, что это была весьма действенная и богатая организация с большими полномочиями. Созданный одновременно Литфонд СССР решал вопросы материального обеспечения писателей.
Советским писателям полагались: пособия начинающим авторам, возвратные и безвозвратные пособия в случаях тяжелого материального положения, оплата нетрудоспособности (от 200 до 600 р. в месяц), а для членов союза — до 1000 р.; производилась оплата инвалидности; организация медицинской помощи, санаторно-курортного лечения; улучшение жилищных условий; давались ссуды на время работы над произведениями; предоставлялись творческие командировки и даже печатание, перепечатывание текстов и многое, многое другое. Даже был создан Союз жён писателей! Для нас теперь всё это кажется фантастикой!
А главное, член Союза имел возможность публикации своих произведений на страницах газет, журналов СП, его ждали в издательствах, с ним заключали договора. Сейчас же членская книжка практически никаких преференций дать не сможет.
Так кто имеет право называться профессиональным писателем и что это даёт? По этому поводу мнения разделились:
- Есть мнения, что писатель — тот, чьи книги издаются. Это удобная позиция для тех, кто имеет хоть одну изданную книгу, неважно, о чём она и какого качества.
- Есть мнения, что писатель — тот, кого признали читатели. А если он пишет в стол? И сколько читателей необходимо для признания? Кто и как их будет учитывать? А ко многим великим писателям признание пришло только после их смерти в силу ряда причин. Выходит, что только время может рассудить, кто есть кто?
- Если человек сам считает себя писателем, пишет и излагает свои мысли на материальный носитель — есть и такое мнение. В таком случае писатели — все.
- Самое простое — заглянуть в толковые словари. Согласно их определению (Даль, Ожегов), «писатель — это человек, регулярно занимающийся литературным трудом», и не имеет значения, издаётся он или нет, имеет он общественное признание или нет. А когда говорят о профессиональном писателе, подразумевают, что его труд оплачивается. Как в спорте, например, в боксе: есть любители, которым почёт и уважение, а есть профессионалы, получающие миллионные гонорары за бои. И те, и другие — боксёры.
Сочинители всякой дребедени для бульварных журналов — они тоже профессионалы. Их произведения — сомнительного качества, лишенные смысла и художественной ценности, и тем не менее они — профессионалы. Грамотно переносят сюжет на бумагу, умеют излагать события литературным языком. И эта литература находит своего читателя и, что главное для них, покупателя. За такого писателя читатели голосуют рублем.
А хорошие писатели могут быть и любителями. Например, не конъюнктурные писатели — их произведения не востребованы и не обеспечивают прибыль издателю. Их и не издают. А они не хотят опускать свою планку!
Таким образом, можно сделать вывод, что профессиональный писатель — это человек, занимающийся литературным трудом, который для него является необходимостью, интуитивно чувствующий души читателя и получающий за свой труд деньги.
Во многих статьях о профессиональной литературной деятельности упоминается имя Пушкина, как одного из первых профессиональных писателей. Его «Разговор книгопродавца с поэтом» — произведение знаменательное для первых этапов профессионализации литературного труда.
«Бахчисарайский фонтан» был продан им книгопродавцу Пономарёву по невероятно высокой для того времени цене — за 3000 рублей, из расчёта 5 руб. за стих. В 1830 году Пушкин продал Смирдину право издания своих сочинений за ежемесячную ренту в 600 рублей. В дальнейшем гонорар Пушкина составлял 10 рублей за стих.
В 1831 году Пушкин написал, что литература стала «отраслью промышленности». Взаимоотношения между автором и издателем определялись договором, где фиксировалось вознаграждение с каждого проданного экземпляра издания.
Так что доход от литературного труда есть одна из главных составляющих понятие профессионализма. Думаю, что пример великого Пушкина достаточно убедителен.
Современные литераторы-любители, публикующие свои «бессмертные» произведения на литературных сайтах, не имеют за это ни гроша. Они спорят до хрипоты о качестве литературы и несмотря ни на что считают себя профессиональными писателями.
Я считаю, что незачем лукавить с понятиями профессионализма и приписывать себе то, чего нет. Создавайте хорошую, добротную литературу и утешьтесь мнением самого влиятельного критика Виссариона Григорьевича Белинского, который сформулировал идеал профессионального литератора ещё в 1840-х годах:
«На литературу надо смотреть не только как на товар, но и как на дело общественное, великое, важное, источник высокого нравственного наслаждения, живых восторгов».
Вот и задумайтесь, вызывают ли ваши произведения эти самые живые восторги?