Ещё до битлов и их «величайшего альбома всех времён и народов» были группы, которые относились к своему материалу, как к произведению искусства.
Одна из таких групп The Beach Boys с их альбомом "Pet Sounds", который включал в себе самые разные экзотические инструменты, до этого не использованные в рок-музыке, звуковые эффекты, необычное сведение — именно этот вайб вдохновил тех самых битлов на "Sgt. Pepper".
Брайан Уиллсон, в свою очередь, признавался, что "Pet Sounds" был создан в ответ на альбом битлов "Rubber Soul", в котором он увидел вызов. Вызов к тому, чтобы создать ещё более идеальный в своём сочетании альбом, в котором каждая песня гармонично вытекает из другой.
Подобный вызов, пожалуй, есть в «Пятом Измерении» группы The Byrds.
Тем не менее, самая первая концептуальная пластинка считается "Pet Sounds", но были ли до неё концептуальные альбомы?
Концептуализм вообще сложно поставить в какие-то рамки. Если альбом, например, сделан в одном жанре, скажем, блюз, и вызывает очень конкретную атмосферу у слушателя, а песни написаны одним автором, но не исполнителем, то можно ли считать этот альбом концептуальным? Я говорю, конечно, об альбоме «Мадди Уоттерс поет Билла Брунзи».
— Это не концептуализм, а трибьют! — будут правы те люди, которые это скажут, но как быть, скажем, с рождественскими альбомами?
Например, первый в истории рок-н-ролльный рождественский альбом Элвиса Пресли (1957 год), где на первой стороне помещены рождественские песни в ритме рок-н-ролла и традиционном для этих песен исполнении, а вторая сторона наполнена госпел-гимнами. А уж оформление обложки альбома было богаче, чем у любого битловского. Пластинка выглядела, как полноценный подарок: с разворотами, цветными фотографиями и пожеланиями от Элвиса.
Или альбом того же Элвиса "Something For Everybody" (1961), где название альбома — «Что-то для каждого» — говорит само за себя: первая сторона называется «Сторона Баллад», а вторая «Сторона Ритмов». Песни этим сторонам, разумеется, соответствовали.
Чуть позже (в этом же 1961 году) Братья Эверли записали альбом, оформление и концепцию которого они взяли у Пресли, назвав пластинку «Две стороны одного вечера: одна сторона была «для танцев», а другая «для сновидений/мечтаний».
Был и Билл Хейли со своими альбомами: "Rockin' Around the World", где известные международные и суперизвестные всему земному шару шлягеры разных стран изменены в тексте и переработаны в рок-н-ролл. Одна страна - одна песня. Затем "Bill Haley's Chicks", где каждая песня называется именем какой-нибудь девушки. А так же "Rockin' Oldies", где песни 30-х годов, то есть дорок-н-ролльных, были записаны в главном жанре разноцветных 50-х.
Справедливее, наверно, будет сказать, что это всё-таки не концептуальные альбомы, а тематические.
Билл Хейли так и называл эти три альбома: «тематическая трилогия». Но разве это нельзя назвать концепцией? Именно Хейли принадлежала идея и концепция каждой пластинки. Он был одним из авторов переработанных текстов и автором идей в создании обложек.
И, конечно, атмосфера, выбор песен и оформление рождественского альбома — это самая настоящая концепция цельного произведения, хотя разница, разумеется, между таким альбомом и, скажем, «Стеной» Флойдов, думаю, ощутима.
Тем не менее, это зачатки, предтечи того, что потом делала каждая вторая группа в 60-х с лёгкой руки одной ливерпульской четвёрки, которая превратила музыку в бренд и настоящее соревнование: группы соревновались не в том, как бы выпустить очередной хит-сингл, а в том, чтобы дать ответ произведением искусства на другое подобное произведение, навсегда оставшись в истории музыки.
Сергей Брыляков