...В последнее время постоянно слышу от очень многих и разных людей, что одним из главных мотиваторов похода в театр, на концерт или в цирк является наличие парковочных мест. Демотиватором — их отсутствие. Дело уже даже не в платных парковках (хотя это существенно бьет по кошельку), а просто в отсутствии мест как таковых. И, извините, все эти увещевания, что «Москва не приспособлена», «езжайте на метро/велосипеде», «берите такси», часто бывают несостоятельны. «МК» решил разобрать на примерах самые проблемные культурные точки столицы, вокруг которых народ, приезжая за час (!), нарезает круги в надежде, что кто-то освободит местечко...
Попробуйте с малым ребенком (а ходить на вечерние балеты с детьми 5–10 лет — нынче тренд) зайти в метро в 5–6 часов, в самый пик: затопчут. Попробуйте в сильный ветродуй дойти от «Пушкинской» до Рахманиновского зала консерватории (полчаса пешком). Это уже не удовольствие от высокого, а какой-то мазохизм. На такси тоже не наездишься: туда-обратно, по-любому, тысяча рублей плюс доплата за детское кресло и так далее. Мы не хотим заполошно орать «бей», «долой», «отменить»: понятно, что с введением платных парковок центр (но только центр!) стал выглядеть опрятнее и милее. Но совсем вырезать автомобиль как данность (хотя вся наша жизнь, напротив, идет к тотальной автомобилизации) нельзя. Метро тоже не резиновое. И те деятели культуры, к которым мы обращались, ратуют за введение вечерних парковок у театров по театральным билетам, потому что нервов — куда приткнуть «железного коня» — тратится немерено, что отбивает у многих всякую охоту куда-либо идти...
Дом музыки занимает первое место в рейтинге по отсутствию парковочных мест — понятно, сам он в этом не виноват, это не проблема его администрации. В этом роскошном стеклянном дворце, занимающем островное положение в городе, аж три концертных зала (Светлановский, Камерный, Театральный). Их общая вместимость — 1700+556+524, то есть под три тысячи. Представьте себе, если пусть даже половина приедет на машинах (от метро идти далеко и неуютно — вдоль вокзала и водоотводного канала).
Как было раньше, до масштабных инициатив г-на Ликсутова? Машины безбожно бросали по обеим сторонам Космодамианской набережной — вдоль дороги и на тротуаре. Понятно, этот бардак надо было как-то упорядочить, цивилизовать, но сделали проще — парковки на набережной ликвидировали вовсе.
Осталась одна-единственная платная парковочка «от высокого отеля» перед ММДМ за 200 рублей в час. (Кстати, прибавьте к стоимости билета 4х200=800 рублей, мило, не правда ли?) Но вечером даже на эту дорогую парковку стоит огромная очередь, либо... разворачивайся под мостом и ставь транспорт у Бахрушинского музея по направлению к Третьяковской. Час уходит только на поиски места.
Какой выход? Отдать часть набережной под платные парковки (но только для тех, у кого есть билет — реальный или электронный), — почему бы не пойти на такой эксперимент с 17.00 до 23.00?
Третьяковская галерея на Крымском Валу и парк Горького. Каждую субботу и воскресенье москвичи занимаются своим излюбленным делом — стоят час-другой в очереди на небольшие парковочки вдоль Садового кольца, чтобы прикоснуться к сокровищам ГТГ или погулять в главном парке (причем люди зачастую вывозят всю свою семью — пожилых бабушек-дедушек, какое им метро?). Из личного опыта скажу, что я бросал авто в переулках между МИДом и «РИА Новости» и три остановки ехал на троллейбусе до парка Горького. Комментировать тут нечего: эта болезнь прогрессирует год от года, стопоря все кольцо (ведь даже при повороте на Ленинский проспект нет ни единого местечка!).
Выход один: строить подземный или высотный паркинг, наплевав уже на все нюни защитников изысканного ландшафта (начнем с того, что само здание Третьяковки на Крымском выглядит по большому счету ужасно, так что хуже, чем есть, не сделаешь).
Московская филармония/Театр им. Моссовета/Театр сатиры. Ну это чистый сюрреализм. Еще недавно машину можно было хоть и помучившись, но бросить на длинной дистанции Садового кольца от Кутузовского проспекта до Тверской улицы. Теперь по тротуарам, где еще пару месяцев назад были платные «карманы», установили модные полукруглые бетонные белые сферы (кстати, их иногда не видно под снегом, и можно легко угробить машину, распоров днище).
Ну да, ну да, погоня за «европейским городом». Кусок дороги перед самой филармонией сделали и вовсе пешеходным, установив там качели для взрослых. Что в итоге? А итог мы легко посчитаем: Зал им. Чайковского — 1500 мест, Моссовета — 1000 (894 основная сцена и 120 «под крышей»), Сатира — под 1300, итого — 4000. Половина (ради тех самых вечерних туалетов, о которых в дресс-кодах любят писать театральные директора) приедет на авто, не догадываясь, что мест НЕТ ВООБЩЕ. Иные в надежде, что кто-то уедет, стоят на аварийке у редких платных «карманов» в течение часа.
Как получилось у меня? Заметил у ограды театра Моссовета сигнализирующего левого парковщика. Время идет, сменяются генсеки и президенты, а левые парковщики (как и перекупщики у Большого театра) цветут и пахнут. Опускаю стекло.
— Куда едешь?
— Зал Чайковского.
— 500 рублей.
— Дорого, конечно, но другого не дано. А где?
— Я передам по рации, тебя встретят. Вон мужик стоит при развороте у филармонии. Он покажет.
— А это будет легальная парковка?
— Нелегальная. Полулегальная. У Минэкономразвития, напротив «Пекина». Но оттуда эвакуаторами не увозят. А места мы все держим для своих. Деньги отдаешь на самой площадке. Но, может, мне лично сотню набросишь?
— Да вы что, и так несуразно это все...
Еду от одного мужика к другому, от другого к третьему. Меня ведут по рации. У Минэкономразвития паркуют на освободившееся место. Отдаю 500 рублей.
— Точно «зеленые крокодилы» не увезут отсюда?
— Точно-точно, они в курсе.
— В курсе или в доле?
А в чем мораль... Мораль в том, что надо строить подземный паркинг, а не советовать 4000 человекам приезжать на велосипедах в декольте.
Театр Станиславского и Немировича-Данченко. Опять же, совсем недавно два односторонних переулка у театра — Козицкий и Петровский — еще были пригодны для парковки, если приехать за час (!) до спектакля. Сейчас и там количество мест сокращено, альтернатив нет. Был также платный паркинг непосредственно под театром, но «по техническим причинам с 23 ноября» он прекратил работу, о чем сообщается на официальном сайте... А ведь именно там на вечерних балетах — ползала детей в красивых платьях. И куда с ними? Мне лично пришлось оставлять машину у метро «Улица 1905 года» и две остановки ехать на подземке.
Главный театрально-концертный кластер: театр «У Никитских ворот»/Московская консерватория (три зала)/Театр им. Маяковского/Геликон-опера. Что сделано за последний год: платные парковки на Никитском бульваре ликвидированы, на Большой Никитской наращена улица, теперь там всего два ряда и парковки только для инвалидов, куда автолюбитель без инвалидного значка поставиться не может под угрозой большого штрафа.
Остаются только два переулка — Калашный и Малый Кисловский, где на всем их протяжении местечко еще как-то можно найти, нарезав круг-другой. Кстати, опять грустная арифметика: первый час там 80 рублей, последующие — 130. Умножайте на четыре-пять. Еще одна проблема: то, что мало паркоматов, — полбеды (все научились платить по SMS), хуже то, что во многих местах не висит щит с НОМЕРОМ парковки, и ты не знаешь, за что, собственно, платишь (на Большой Никитской номер парковки гостям сообщает швейцар Центрального дома литераторов, ну не анекдот ли?).
— Чиновники ведь не понимают театральной специфики, — говорит худрук театра «У Никитских ворот» Марк Розовский, — их подвозят на машине, они выходят, и у них все в порядке. А народ... народ пусть едет на метро или ходит пешком. Конечно, театр от этого страдает. С одной стороны, от нас требуют хорошей посещаемости (90–100%), с другой — отсутствие парковок отбивает у зрителей всякое желание. И не только у зрителей. Актерам, сотрудникам как приезжать? Возле нас ни одного парковочного места! Да и платная парковка бьет по карману, вы представьте: ты купил билет в театр на себя и свою любимую подругу, заплатил за чашку кофе и пирожное, так еще и плати за место для машины! Поход в театр становится малореальным событием. Так что отсутствие парковок (и бесплатных в том числе) является весьма проблемным по отношению к театральной деятельности.
— И как изменить ситуацию?
— На момент спектакля/концерта делать вокруг театров бесплатные парковочные места. И почему у нас нет подземных парковок, как в Европе? Но нет, они нам лучше скажут: «Езжайте в театр на такси». Чтобы спектакли вообще стали никому не доступны. До нас далеко идти от метро «Арбатская»! Почему вообще кто-то решает — как мне приехать в театр? То есть мы, москвичи, становимся врагами в своем родном городе. И многие потенциальные зрители поэтому говорят — а давай-ка лучше останемся дома, телевизор посмотрим.
Цирк на Вернадского, метро «Университет». Ситуация на «троечку». О строительстве большой парковки у своего цирка гендиректор Эдгард Запашный говорит уже давно, пора бы властям прислушаться: вот туда точно абсолютное большинство едет на машинах, это понятно безо всякой статистики. Другое дело, что пока все как-то умудряются размещаться на нелегальных заасфальтированных островках между цирком и театром им. Сац, а также вдоль улицы Коперника. Но и сюда приезжать надо за час. А потом, радуясь удачной парковке, этот час слоняться с детьми без дела.
Театр мюзикла Михаила Швыдкого у Филевского парка. Завершим обзор на приятной ноте: несмотря на относительную удаленность от метро «Багратионовская», театр приобрел необычайную популярность в короткие сроки — среди прочего еще и потому, что перед входом в ДК им. Горбунова пустая площадка машин на двести (где, впрочем, в последнее время стали устраивать себе парковку таксисты). Только надо не запутаться во въездах и выездах, а то зазевавшихся автолюбителей, случайно проехавших по «пешеходной зоне» или под самодельный «кирпич», тут же ловит патруль ДПС.
В качестве финалочки ценно мнение знаменитого баяниста Айдара Гайнуллина, постоянно проживающего в Берлине:
— У меня были выступления в знаменитой Берлинской филармонии: там ты можешь оплатить парковку за час или за весь день, нет проблем. Места на всех хватает. Рядом много супермаркетов со своими паркингами. Артистам же дается бесплатное разрешение, потому что надо разгружать вещи, чемоданы, костюмы, инструменты... Понятно, что в Берлине все стараются приезжать в театры на машинах по той простой причине, что люди хорошо и красиво одеты, иные из них с цветами, и им не хочется с пересадками трястись на метро, где быстро устанешь, и никакой концерт тебе уже не нужен. И сокращение числа парковочных мест — это не стремление к Европе, а ущемление прав человека, когда людям указывают, как себя вести.