Фильм «Кончится лето» — это два часа тревоги, страха и отчаяния. Кому-то картина напоминает работы Звягинцева, кому-то Балабанова. По моему ощущению, это «Бумер».

Юра Борисов играет Кешу, а Макар Хлебников — его младшего брата Тиму. Кеша возвращается в родной посёлок из тюрьмы, сидел он за что-то «несерьёзное», точно не говорится, но вроде за хулиганство. Отец братьев договаривается со своим старым знакомым, и Кеша идёт работать в золотодобывающую артель, но там он не нравится охраннику, который его подставляет, и Кешу увольняют. Возможно, Кеша бы и спился вместе со своими друзьями, если бы не брат Тима, который заканчивает школу и поступает в университет в Новосибирск. Семье нужны деньги на это важное дело, которым взяться неоткуда. Вот старший брат и не может придумать ничего лучше, кроме как украсть золото.
Почему всё очень сильно напоминает «Бумер»? Золото Кеша крадёт у своего бывшего работодателя, но и тому оно не принадлежит — это откат для кого-то повыше. Весь фильм пропитан бандитскими угрозами, нелегальными действиями и кровью. К тому же и то, и другое кино — роуд-муви, где герои пытаются сбежать от последствий своих действий.
Уже в самом начале фильма «Кончится лето» ты думаешь: «Как же всё плохо кончится». И за этим стоит большой режиссёрский талант: тревога ощущается, когда герои ещё находятся в относительно приемлемой ситуации.
Картина буквально кричит о россыпи социальных проблем.
Во-первых, человеку с судимостью очень сложно найти работу, и как же тогда ему исправиться и зарабатывать себе на жизнь? Выходит, что никак: только искать незаконные пути заработка.
Во-вторых, огромный разрыв в зарплатах и расходах на жизнь в больших городах и регионах (плюс ещё и дорогостоящее образование). Отец главных героев не может взять даже кредит, чтобы сыну оплатить учёбу и проживание, оплата за университет — двести тысяч рублей, максимальная сумма кредита, доступная ему — сорок тысяч, да ещё и под большой процент.
В-третьих, заброшенность отдалённых регионов. Все события разворачиваются в Якутии, на родине режиссёров, и чем дальше на Север едут герои, тем более депрессивной становится картинка. Проступает та самая «русская хтонь»: заброшенные лодки, разрушенные дома, оторванность от всего остального мира.
Итак, Кеша украл золото и повёз брата в аэропорт, навстречу новой жизни. Но, естественно, никуда никто не полетел. В отчем доме объявились былые владельцы золота. Впрочем, отец совсем не хочет, чтобы его дети страдали, и пытается «разобраться» с непрошеными гостями по-свойски. Когда братья добираются до посёлка, их уже поджидает полиция.
Тут Кеша снова начинает принимать (плохие) решения, и предлагает ехать на Север, отсидеться там несколько месяцев. В «Бумере» герои тоже всё хотели отсидеться, но мы помним, чем кончилось дело. Здесь также: чем дальше едут братья, тем хуже становится их положение, тем больше крови проливается.
Несмотря ни на что, героям мы сочувствуем, ведь есть злодеи и похуже, отпетые и кровожадные, а ещё есть система, которая загоняет в угол. Правда, в какой-то момент сочувствие остаётся только к Тиму, ведь его затянул в эту яму брат. У Тимы могла бы быть совсем другая жизнь. В самом начале фильма, когда Тима встречает брата на берегу, Кеша запрыгивает к нему на спину, так он и «едет» на нём весь фильм. Он большой груз, который всё тяжелее и тяжелее нести.
Конфликт фильма разрешается весьма трагическим образом, но концовка всё равно остаётся открытой. Разрубил ли герой узел преступности или, наоборот, пошёл по кривой дорожке? Даст ли общество ему второй шанс или для него уже нет выхода?
Анастасия Иванова
Изображение: JayFlow AI