Владимир Владимирович Шахиджанян:
Добро пожаловать в спокойное место российского интернета для интеллигентных людей!
Круглосуточная трансляция из офиса Эргосоло

Конфликты младшего возраста

Можем ли мы помочь детям найти общий язык, если в подавляющем большинстве случаев каждый из участников конфликта считает виноватым другого?

По мере взросления ребенка расширяются его контакты с миром. Но тем самым расширяется и область конфликтного взаимодействия как со сверстниками, так и со взрослыми. Дети учатся отстаивать свои позиции, свое мнение, свое право быть личностью и равноправным участником в общении с другими людьми. Трудности и конфликты на этом пути неизбежны. Задача в том, чтобы ученики научились разрешать их.

Новейшие исследования психологов показали, что конфликты в начальной школе сегодня оказываются преобладающими: именно младшеклассники, а вовсе не подростки, как по привычке думают родители, конфликтуют чаще всего. Вчерашние малыши по большому счету пока еще только учатся общаться. И это не может не повлечь за собой напряжения отношений, вплоть до открытых конфликтов. При этом младшие школьники втрое чаще одобряют ровесника и в девять раз чаще вступают с ним в конфликтные отношения, чем при взаимодействии со взрослым. Исследователями отмечена и еще одна особенность наших дней: дети сегодня оказываются более «конфликточувствительными», чем взрослые. О чем идет речь? О том, что ребята видят, чувствуют, воспринимают некое взаимодействие как конфликтное, а взрослые в том же самом эпизоде зачастую никакого конфликта не усматривают. Еще лет пятнадцать назад ситуация была обратной: взрослые видели конфликтное столкновение там, где ребенок его по большей части не видел, а потому удивлялся и оправдывался: «Да что было? Ничего ж не было...», «Да что я такого сделал?».

Основной конфликт в младшей школе — это обида. И обидчиком, и обиженным чаще всего выступают сами дети. В подавляющем большинстве случаев (84%) младшие школьники эмоционально воспринимают себя обиженными: практически это означает, что каждый из участников столкновения считает виноватым другого.

Взял и не отдал

Из-за чего же и по каким причинам возникают столкновения, вызывающие конфликт-обиду? В личных отношениях столкновения регулярно случаются из-за борьбы за высокий статус в детском коллективе, из-за потребности в само%ADутверждении, из-за дружеских симпатий и ревнивых антипатий, а также из-за непредсказуемости детского поведения. Тут дело вот в чем. Психологи отмечают, что в общении со взрослым дети придерживаются определенных, установленных норм поведения, а при взаимодействии со сверстником они используют самые неожиданные действия, движения, слова. Им свойственна особая раскованность, они неожиданны, спонтанны, не следуют никаким образцам — или зачастую один участник общения понимает, каким образцам он следует, а другие этого не понимают. Дети кривляются, толкаются, передразнивают друг друга, придумывают новые слова. Подобная свобода позволяет предположить, что общество сверстников в наибольшей мере помогает ребенку проявить свое самобытное начало. Но такая непредсказуемость и раскованность общения могут приводить к взаимонепониманию и обидам.

Так называемые «предметные» конфликты оказываются следствием не вполне развитого у маленьких детей чувства собственности, что ведет к различным нарушениям прав на свою и чужую собственность. Например: «взял без разрешения», «не отдал вовремя». И наоборот: «не захотел поделиться», «сначала разрешил взять, а потом ни с того ни с сего потребовал обратно». При этом тот, кто «взял без разрешения», остается в уверенности, что имел право это сделать. А тот, кто «ни с того ни с сего» потребовал одолженную вещь, твердо убежден, что терпел до последнего, а только потом попросил ее вернуть.

Деловые конфликты — например, «как правильнее действовать при групповой работе» — в чистом виде встречаются редко, потому что у младших школьников они осложняются личными — ведь у детей еще не устоялись навыки коммуникации, и поэтому конструктивный, по сути деловой, конфликт переходит в неконструктивное личное столкновение.

Культура справедливости

Существенная проблема заключается в том, что у себя дома дети зачастую не получают необходимых навыков конструктивного взаимодействия в конфликтной ситуации, потому что сами родители нередко ведут себя ошибочно, если поведение ребенка по той или иной причине вызвало их неприятие.

Кандидат психологических наук Светлана Кривцова считает, что логика родителей всегда должна быть основана на «культуре справедливости». Ее суть — в том, как взрослые поведут себя в тот момент, когда ребенок совершает что-то такое, что требует реальных и, главное, неоскорбительных санкций — соответствующих проступку, а не нашей реакции на него. Светлана Кривцова предлагает алгоритм взаимодействия, который складывается в «Правила для взрослых» в отношениях с провинившимся ребенком.

1. Говорите только о конкретном событии, а не о личности ребенка. То есть используйте такие реплики, как: «Давай обсудим то, что случилось», «Я очень беспокоюсь, что у тебя...», «Меня тревожит, что ты...». Исключите высказывания вроде: «Ты опять... Ты вечно... Обманщик! Бездельник! Хулиган! Лентяй!»

2. Советуйтесь с ребенком: «Как ты думаешь, что с этим делать?», «Как мы можем исправить ситуацию?».

3. Проявляйте терпение, когда ребенок пытается осмыслить последствия своих действий и исправить то, что сделал. Подбадривайте его: «Молодец, у тебя хорошо получается».

4. Искренне выражайте теплые чувства, поддержку, соразмерные приложенным ребенком усилиям: «Да, ты ошибся, поступил неправильно, но сейчас, обдумывая свои действия, повел себя по-взрослому».

Пять стратегий поведения

Следующая проблема такова: родители, сталкиваясь с тем, что младший школьник оказывается участником конфликтного взаимодействия, оказываются в плену двух привычных, но одинаково ошибочных тактик. Многие родители уверены, что «хороший» ребенок никогда и ни в какие конфликты вступать не должен. Другие признают, что без конфликтов не проживешь, но... Они решают для себя и для ребенка вопрос: «давать сдачи» (то есть отвечать обидчику тем же, вплоть до того, чтобы дать сдачи в прямом смысле — вступить в драку) или «не давать сдачи» (то есть уступать, смиряться).

Родителям важно знать, что психологи выделяют не две, а пять стратегий поведения в конфликте.

Соперничество. При этой стратегии ребенок стремится настоять на своем, достичь желаемого во что бы то ни стало. Он идет на открытое противоборство, не считается с потребностями и интересами товарища, не дорожит сохранением отношений с ним. Действует целенаправленно, напористо, активно отстаивает собственную позицию.

Если борьба не переходит в грубую и агрессивную, то эту стратегию можно признать допустимой, хотя она далеко не самая конструктивная, потому что прежде всего разрушает товарищеские отношения.

Компромисс. В этом случае участники конфликта идут на взаимные уступки. Компромисс отличается двоякой направленностью — на результат и на сохранение отношений. Оба участника конфликта не останутся в проигрыше, но своих интересов и потребностей не достигнут в полной мере. Это высокопродуктивная стратегия.

Избегание. Это стратегия, при которой один или оба участника уклоняются от конфликтного столкновения, жертвуя как своими и партнера интересами, так и взаимоотношениями. Стратегия малопродуктивная, подобная тому, как болезнь не лечат, а загоняют внутрь. Если есть реальный конфликт интересов, он все равно прорвется. Но при несущественных трениях избегание — приемлемая стратегия. Причина конфликта завтра будет забыта, а неприятного столкновения просто не было.

Приспособление. В этом случае один из участников конфликта идет на уступки, отказывается добиваться своего. Тем самым второй достигает нужного ему результата, а первый приспосабливается к сложившемуся положению. Стратегия бывает очень вредной, если ребенок не умеет, боится отстаивать свои интересы и вынужден из-за своей нерешительности терпеть то, что ему неприятно. Бывает и иначе: ребенок сознательно ради дружбы или иных высших интересов поступается своими потребностями, проявляя благородную жертвенность.

Сотрудничество. При этой стратегии оба участника стремятся к взаимному выигрышу. Это совместные активные действия, направленные на возможно полное удовлетворение интересов конфликтующих сторон при сохранении взаимоуважения. Самая продуктивная стратегия. Если при компромиссе участники стремятся свести к минимуму проигрыш, то при сотрудничестве — добиться максимального взаимного выигрыша.

Принцип «дать сдачи» соответствует позиции «соперничество», принцип «не давать сдачи» — позиции «приспособление». Тем самым наиболее конструктивные стратегии остаются незадействованными. А между тем та самая «культура справедливости», которая необходима во взаимодействии взрослого с ребенком, прекрасно работает и во взаимодействии детей.

Может пригодиться

На собственном опыте каждому известно, что отказать гораздо труднее, чем согласиться. Многие дети боятся сказать «нет», а те, которые не боятся, подчас делают это так, что конкретный отказ вызывает бурный конфликт, долгую обиду, испорченные отношения с товарищами. Младшие школьники уже способны понять простую и важную идею о том, что, отказывая, они отклоняют всего лишь конкретное требование, а не человека и не отношения с ним. Помочь усвоению этой мысли могут игры-тренинги «Дружелюбный ответ» и «Как сказать „нет“ и не потерять друзей».

«Дружелюбный ответ». Ученики рассчитываются на «первый-второй», или каким-либо иным образом класс делится на четыре части. Затем образуют два двойных круга — в каждом внешний и внутренний, лицом друг к другу. Во внутреннем круге ребята стоят на месте, а во внешнем сдвигаются на шаг, то есть каждый раз оказываясь напротив другого товарища. Задача проста: те, кто стоит во внутреннем круге, высказывают какое-либо требование. Те, кто во внешнем, спокойно, тихо, обязательно глядя в глаза говорят приблизительно такую фразу: «Не хочу с тобой ссориться, но не проси». Потом внутренние и внешние круги меняются местами.

«Как сказать „нет“ и не потерять друзей». Предварительно ребята записывают на листке простую технику отказа.

1. Прямо заявить свою позицию, не ссылаясь ни на какие обстоятельства, и обязательно спокойным тоном: «Нет, я не согласен».

2. Соглашаться с доводами, но стоять на своем: «Наверное, можно и так, как ты говоришь, но я не буду этого делать».

3. Говорить: «Мой ответ — все равно „нет“».

4. Переходить в наступление: «Почему ты на меня давишь?»

5. Выдвинуть встречный вариант.

Упражнение проводится в парах, чтобы каждый из игроков два-три раза побывал и уговаривающим, и отказывающим.

Сергей Каменский

922


Произошла ошибка :(

Уважаемый пользователь, произошла непредвиденная ошибка. Попробуйте перезагрузить страницу и повторить свои действия.

Если ошибка повторится, сообщите об этом в службу технической поддержки данного ресурса.

Спасибо!



Вы можете отправить нам сообщение об ошибке по электронной почте:

support@ergosolo.ru

Вы можете получить оперативную помощь, позвонив нам по телефону:

8 (495) 995-82-95