«Коррупция» - выигрышное название для музыкального проекта, хотя интернет-поисковики будут над ним очень задумываться и предлагать пользователю массу ссылок про другое. Но это допустимые издержки, ведь на фоне названий коллег «Коррупция» априори очень выделяется. Слово сразу намекает на то, что это нечто амбициозное и, может быть, выходящее за привычные рамки. Информация о главных действующих лицах проекта действует ещё более интригующе. В качестве рассказчика выступает харьковский рэпер Миша Крупин, не обладающий широкой известностью, но, что называется, культовый. В роли идеолога - Юрий Бардаш, который продюсировал Луну и «Грибы», а теперь развивает собственный рэп-проект Youra. И что же они придумали вместе?
Название песен «Прокурорша», «Силовичок», «Журавли», «Скрипочка» намекают на определённый жанр - и действительно, влияние шансона/блатняка тут ощущается. Но это далеко не единственное влияние: есть ещё хип-хоп, поп-музыка, эстрада и даже рок с кантри. В вальяжных интонациях Крупина ощущается уважение к предтечам вроде Аркадия Северного, но нет никакого пиетета перед нынешними звёздами шансона с их «душевностью взахлёб». Солист скорее издевается над этой панибратской манерой, то и дело вынимая из кармана и демонстрируя внушительную фигу. Песни про прокуроршу решены скорее в пародийном ключе, при этом Бардаш и Крупин совершенно не собираются зацикливаться на тюремно-уголовной теме. В альбоме «Журавли» они высказываются по широкому кругу актуальных вопросов, а откровенность и оригинальность этих высказываний отсылают скорее к поэтическим традициям рэпа, а не шансона.
Первая песня «Красный бархат» под расслабленное фортепиано рассказывает о совместном досуге правоохранителей и преступников: «За соседним столиком сидят прокурорские, у них лица красные и шутки плоские. Ведут себя вызывающе, но все вооруженные, а с ними жулики сидят прожженные». Неожиданная развязка очень украсила этот сюжет. Не менее парадоксальным оказался трек «Коррупция»: это нежная любовная песнь с припевом «Люблю тебя, коррупция». «Прокурорша» и «Силовичок» убедительно продолжают мелодико-исполнительские традиции блатной музыки, но подход к текстам этим традициям противоречит. В «Мужике» «Коррупция» размышляет о доле мужиков, а кантри-аранжировка придаёт этим рассуждениями оттенок чего-то ковбойского. «Мария Ивановна» - тоже песня о любви, на сей раз к женщине, а не к коррупции; композиция содержит элементы рэпа и ча-ча-ча в неочевидном сочетании. Душевная баллада «ЖД» с красивым припевом сменяется ещё одной лирической песней «Журавли», а затем «Коррупция» внезапно жахает жёсткой антивоенной композицией «Хвн». Финальная «Скрипочка» должна успокоить нервы всем поклонникам традиционного блатняка - это настоящая «одесская песня» без всяких фиг в кармане. Если бы Бардаш и Крупин выпустили альбом подобных стилизаций, он наверняка пользовался бы более весомым спросом. Но тогда это, видимо, был бы другой проект.
Алексей Мажаев