В новогодние дни и ночи не так уж часто на наших телеэкранах крутят "Кошмар", хотя он вполне заслуживает той же регулярности, что и "Ирония судьбы" и "Один дома" и проч. и проч. Пусть этот столь же зловещий, сколько и забавный мультфильм разнообразит ваши праздники!
Марк Максимов, редакция "1001.ру"
Идея "Кошмара перед Рождеством" посетила Тима Бёртона во время создания мультфильма "Винсент" в 1982 году. Тогда будущий постановщик самых стильных голливудских киносказок был сотрудником компании Disney, и поэтому все его озвученные идеи являлись собственностью этой анимационной фабрики. История тыквоголового Джека Скеллингтона на тот момент представляла собой короткую поэму в духе произведений Доктора Зюса (Dr.Seuss), которая жаждала визуального воплощения. Бёртону, поклоннику традиционных для телевидения Америки специальных рождественских анимационных проектов, виделся собственный рождественский получасовой мультфильм, причем однозначно кукольный! Несмотря на то, что, по признанию Бёртона, он на тот момент не видел ни одного кукольного мультфильма, который в полной мере оправдал бы его ожидания, именно в покадровой объемной анимации он видел желанное сочетание осязаемости и рукотворности. По заказу Бёртона скульптор Рик Хейнричс (Rick Heinrichs), работавший в те дни с Тимом над короткометражкой "Винсент", построил несколько макетов, которые давали представление о будущем облике мультфильма. Считается, что один из макетов Джека был даже использован в "Винсенте" в камео-роли. Но руководство Disney не поддержало молодого и эксцентричного автора, закономерно посчитав замысел, пусть и оригинальным, но слишком странным для "мышиной фабрики".
Бёртон не забыл свою идею и продолжал ее прорабатывать. К 1990-ому году, находясь "на коне" после триумфа "Бэтмена", он был готов ко второй попытке. Права на экранизацию "Кошмара перед Рождеством" по-прежнему принадлежали компании Disney, но сама она к тому времени изменилась. Новые руководители и в первую очередь Джеффри Катценберг стремились к диверсификации анимационной продукции компании. Катценберг заинтересовался предложением Бёртона и позволил как следует проработать проект. Не считая себя достаточно квалифицированным экспертом в области кукольной анимации (и не желая в случае удачи запираться на студии на два-три года), Бёртон привлёк к этой работе своего друга и тоже бывшего диснеевского сотрудника Генри Селика, который приобрёл бесценный опыт, занимаясь кукольными короткометражками, телевизионными перебивками для MTV и рекламными роликами. Селик с ассистентами создали двадцатисекундный ролик, который впечатлил Катценберга и открыл "зеленый коридор" полнометражному проекту.
Джек
Между тем, неизменный творческий партнёр Бёртона композитор Дэнни Эльфман занялся превращением поэмы в оперетту. Дэнни очень вдохновился проектом, увидев в тыквоголовом Джеке многие из своих собственных черт. Утверждая, что создание 10 песен для "Кошмара" стало самым простым заданием в его карьере, в конечном счете, он лично спел все вокальные партии главного героя. Так уж получилось, что производство началось без готового сценария. Пока он отшлифовывался, съёмочная группа работала над воплощением в жизнь готовых музыкальных эпизодов, каждый из которых по форме и содержанию являлся практически самостоятельным мультфильмом.
Команду создателей, численность которой превысила 140 человек (одних только аниматоров было 15!), собрали со всего мира, а производство развернули в Сан-Франциско в стороне от шумного Голливуда. В Бербанке, где располагалась диснеевская студия анимации, были созданы лишь некоторые вспомогательные анимационные эффекты, например снег в финале картины. Относительная удаленность от исполнительного руководства стала благом для съемочной группы. Правда и сам Тим Бёртон появлялся на студии крайне редко. Во время съемок "Кошмара перед Рождеством" он успел снять сразу два игровых фильма! Зато Бёртон стал настоящим "крестным отцом" для создателей "Кошмара", умело оберегая их от влияния диснеевской студийной машины.
Каждый житель земли Хэллоуинтауна (впрочем как и Кристмастауна) оригинален и не похож на других. Тим Бертон лично придумал главных героев, но существ из массовки придумывали коллективно. Это оказалось непросто, т.к. стандартный набор нечести быстро исчерпался. В конечном счете, по словам Генри Селика в финальную версию вошли чуть ли не все идеи и наработки - отбрасывать что-то и отвергать было непозволительной роскошью. Хотите верьте, хотите проверьте, но это 227 одушевлённых персонажей! Правда, в мультфильме так и не появился первоначальный вариант клоуна с отрывным лицом. По замыслу Бёртона, снимая свое лицо, клоун должен был обнажать кровавую подложку. Для Disney это было уже слишком! Между тем, мультфильм сам по себе стал беспрецедентно сложным и масштабным. Все движения закреплённых на манипуляторах кинокамер рассчитывались и контролировались компьютером. Из-за сложности кадров с перемещающейся камерой, аниматоры шли на непозволительную для кукольной анимации роскошь - тестовые прогоны! Между тем, некоторые куклы достигали полуметра в высоту и для выражения самых разнообразных эмоций имели по 25 - 30 разных голов (у влюбленной в Джека Салли было 120 сменных голов!). Плюс для того, чтобы по возможности снимать несколько эпизодов одновременно, требовались копии одних и тех же кукол для разных декораций. Например, кадры двухминутного музыкального номера "Jack's Obsession" оживали одновременно на двух абсолютно одинаковых сценах с двумя идентичными Джеками, но под руками двух разных аниматоров. В целом Джек Скеллингтон был воссоздан в восьми моделях разной величины. Но и без этого во многих сценах количество персонажей исчислялось десятками, поэтому производительность на пике работы едва достигала 70 секунд отснятого материала в день. Наконец, отдельной головной болью была задача сделать некоторых персонажей полупрозрачными призраками.
Салли
Чем ближе к концу производства, тем большее беспокойство испытывали диснеевские официальные лица. Считается, что именно Майкл Айснер, обеспокоенный противоречивостью "Кошмара перед Рождеством" распорядился выпустить картину в прокат под брендом Touchstone Picture. Любопытно, что первоначально картина должна была стартовать сразу после Дня всех святых, но в конечном счёте релиз перенесли на более ранний срок, чем создали ряд неудобств промо-партнёрам, в первую очередь корпорации Burger King.
"Кошмар перед Рождеством" стал последним диснеевским анимационным релизом, распространение которого по кинотеатрам США велось по правилу осторожной эскалации проката. Именно так, волнообразно на экраны Америки выпускались все диснеевские мультфильмы конца 80-х - начала 90-х годов. Сначала выпуск в относительно небольшом числе кинотеатров, потом в случае хорошего зрительского приёма - расширение проката. Так прокат "Аладдина" начался в 1130 кинотеатрах и постепенно расширился до 2330. Если не считать премьерных (эксклюзивных) показов, широкий прокат "Кошмара" начался 22 октября 1993 года всего лишь на 560 площадках, но с таким успехом (среди мультфильмов лишь в случае "Аладдина" зрительское предвкушение было сильнее), что уже через неделю, накануне Дня всех святых, число прокатывающих ленту кинотеатров выросло до 1650. Такое расширение позволило "Кошмару" достигнуть первого места в чартах кассовых сборов, которое лента удерживала в течение двух недель! И, пусть финальная касса мультфильма достигла лишь $50 млн в США и $28 млн в мире, кинопрокат по меркам 1993 года был вполне успешным. А настоящего успеха "Кошмар" достиг на видео осенью 1994 года, когда компания Disney провела блистательную кампанию по раскрутке видеорелиза. И хотя мультфильм даже близко не сравнился в успехе с "Белоснежкой", правившей бал на видеорынке 1994 года, или даже с "Возвращением Джафара" или "Лисом и Охотничим псом" - нет, его достижения были куда скромнее, зато ему удалось "застолбить" воистину культовый статус, с годами не теряя, а приобретая всё новых поклонников!
металлический скелет Джека не имел головы Кроме прочего, "Кошмар перед Рождеством" был обласкан критикой и номинировался на многие престижные награды, среди которых в частности две номинации на "Грэмми", номинация на "Оскар" за визуальные эффекты, номинация на "Золотой глобус" за музыку и реализованные награды "Сатурн" от американской Академии научно-фантастического, фэнтезийного кино и фильмов ужасов в категориях "Лучшее фэнтези" и "Лучшая музыка".
В октябре 2006 года "Кошмар перед Рождеством" появился в повторном кинопрокате, на этот раз под маркой Disney и в стереоформате. Компания Industrial Light and Magic потратила 19 недель на трансформацию двумерной картины в объёмный вид. Продюсер новой версии Дон Хан заверял, что студия не посмела вносить какие-либо коррективы в картину и, в том числе, отказалась воспользоваться возможностью исправить старые ошибки именно из-за культового статуса ленты. Перевод мультфильма в стереоформат совершался в тесном контакте с Бёртоном и Селиком, которые были очень впечатлены эффектом. Трёхмерная версия ленты 1993 года вдохновила Генри Селика задуматься о перспективе съёмок в 3D своего нового полнометражного мультфильма "Коралин" (выход этой кукольной стереокартины назначен на начало 2009 года). Тогда в 2006 году лента собрала $8,7 млн со 168 цифровых кинотеатров. Недостаточно, чтобы окупить дорогостоящий и трудоёмкий процесс трансформации. Но уже через год, осенью 2007 года компания Disney крутила ленту на 564 экранах, собрав на этот раз порядка $14,5 млн и установив своеобразную традицию! Мультфильм появится в американском кинопрокате и в этом году - релиз состоится буквально на следующей неделе!
Ну, а почему же "Кошмар" стал единственным мультфильмом, оставшимся без продолжения? Пожалуй, это предмет для дискуссии. По словам Бёртона, "Кошмар" слишком особенный проект, чтобы его продолжать. В свою очередь Селик рассказывал, что в начале века разговоры о сиквеле шли, но так как продолжение подразумевалось компьютерным, он лично счастлив, что оно не состоялось.
Алексей Кобелев