Думаю, эта статья может быть интересна не только сценаристам. Это небольшие "секреты кухни" и ещё один взгляд изнутри. И извечная проблема - до какой степени стоит усложнять, или упрощать сюжет. Попробуйте вспомнить последние просмотренные фильмы и разобрать их с представленной точки зрения...
Марк Максимов, редакция "1001.ру"
Многие знают о машине Голдберга по мультфильмам с Багзом Банни. Это забавное устройство выполняет простое действие слишком сложным образом. В открывающих сценах некоторых фильмов такая машина Голдберга буквально воспроизведена: например, в «Назад в будущее» подобное устройство готовит завтрак и накладывает еду кошке. Иногда авторы задумываются, нужно ли усложнять истории или напротив лучше сделать ее максимально понятной зрителю, чтобы он мог получить удовольствие. И как же можно упростить сюжет?
1. Сфокусироваться на небольшом аспекте слишком большой истории
Этот прием часто используют в последнее время. Например, в «Линкольне» Спилберг рассказывает не всю биографию Абрахама Линкольна, а только о двух ключевых неделях его президентской карьеры. Путешествие героя, все события, связанные с борьбой против рабства и Гражданской войной, были бы излишними для структуры одного полнометражного фильма. С «Суфражисткой» и историей женского движения то же самое. Вместо того чтобы вдаваться в детали истории движения, авторы предпочли сконцентрироваться на сюжете об одной женщине, которая попадает в эпицентр конфликта.
В «Делай, как надо!» расовые проблемы эксплуатируются в истории о разносчике пиццы. Действие фильма вмещается в один день (ограниченное время) и в одном квартале (ограниченное пространство) в Нью-Йорке. Вопрос межрасовых отношений стоит остро применительно для каждого крупного города. Если эти сложные проблемы рассмотреть на примере одной истории, зритель поймет, что мораль истории можно понять шире.
2. Сфокусироваться на точке зрения одного героя
Роберт Олтман и Пол Томас Андерсон уже подвигли каждого сценариста хотя бы раз попытаться написать историю с множеством точек зрения. Но справиться с такой задачей могут не все. Если у вас нет многолетнего опыта, лучше сконцентрируйтесь на одном или двух персонажах.
Истории успеха и провала в IT-сфере могут стать сложным сюжетом. В «Силиконовой долине» показан ряд комических героев, которые и делают историю интересной. Но запутанный сюжет становится проще, когда его рассказывают с точки зрения Ричарда Хендрикса. В фильме «В центре внимания» о скандале в среде духовенства действует команда нескольких репортеров, которые могут преподнести эту историю с разных позиций. Тем не менее, для объединения сюжета авторы приняли точку зрения главы этой команды Робби Робинсона.
В сложных историях следует соблюдать хрупкий баланс. В них должно действовать много героев, а опора на точку зрения одного персонажа сможет прояснить сюжет зрителю и позволит другим героям усложнять, менять и поддерживать эту точку зрения.
3. Прибегнуть к метафоре
Писатели веками прибегали к метафорам, чтобы рассказать о сложных эмоциях, историях и героях. Иногда самый простой пусть понять что-то или кого-то — это представить похожую идею. Чирлидерша Анджела Хейс, на которой помешался Лестер Бернэм, — метафора молодости и жизненной силы, которой герой лишен. Близнецы Винклвосс в «Социальной сети» — это метафора корпорации, которая пытается растоптать успех социальных медиа. В «Траффике» бейсбол символизирует всеобщее желание безопасности, счастья и развлечений.
Иногда самый простой способ сделать идею понятной — это рассказать о ней косвенным образом. И метафора помогает в этом.
4. Сломать «четвертую стену» и объяснить все напрямую
Этот прием надо использовать с осторожностью. Он может быть «визитной карточкой» ленивого автора или писателя, которому недостает навыков в том, чтобы применить другой способ по упрощению сложной идеи. Тем не менее, когда разрушение «четвертой стены» происходит естественно и оригинально, история становится еще интереснее.
Рассказывать о жилищном кризисе 2007 года довольно сложно. В «Большой игре на понижение» Джаред Веннет иногда ломает «четвертую стену» и Марго Робби (играющая камео) прямо объясняет зрителю, что происходит — это воспринимается довольно оригинально.
Филипп Пети также ломает «четвертую стену» и рассказывает о своих чувствах и мотивах аудитории по протяжении «Прогулки»: так мы можем понять, почему он решился на такое опасное приключение.
В «Дневнике девочки-подростка» Минни обращается к нам напрямую, чтобы доказать право на существование романа подростка и взрослого мужчины. Но важно помнить, что этот прием не работает в каждой истории. Его надо использовать только тогда, когда такой нарратив действительно оправдан.