«Я сама!» — вторая по распространённости фраза у моих двойняшек на сегодняшний день. Первая — с вариантами: «Петя (Катя/Варя) меня обидел (-а)!». Если первая проблема легко решается маминым поцелуем и утешительными объятиями, то со второй дело обстоит сложнее.
Не имея опыта, ребёнок, как правило, терпит поражение в своих трогательных попытках самостоятельности. Приведу пример из нашей жизни.
— Я сама! — уверенно заявляет мне Варя, видя, что я хочу помочь ей снять ботиночки.
— Отлично! — преждевременно радуюсь я. Отхожу в сторонку и наблюдаю, как она старательно и упорно тянет липучку, но та, коварная, не поддаётся детским ручкам — «чудесным орудиям воли».
После очередной неудачной попытки Варя теряет терпение и, надув губы, начинает горько плакать. Довольно распространённая картина для родителей малышей, возраст которых приближается к трём годам. В этот период ребёнок меняется на глазах, становится упрямым и своевольным. Виной всему — «молниеносный путь, которым мчится его психическое развитие». Поэтому в нашей семье детских «протестных» историй с каждым днём становится всё больше и больше.
Катя и Варя, наделённые непослушными кудряшками, очень не любят причесываться. При очередном отказе от данной процедуры «вызываю Мойдодыра». Безрезультатно. А ведь совсем недавно Мойдодыр меня частенько выручал!
Делаю упор на стремление к самостоятельности:
— А хотите сами причесаться?
Слышу хоровое: «Дааааанеееет!», затем смех, и уже согласованное: «Неееет».
Пытаюсь заинтересовать:
— Давайте тогда придумаем, как мы будем расчёсываться!
— У бабушки! — отвечает Катя.
— Это что ж, чтобы причесаться, нам нужно ехать к бабушке?! — показательно недоумеваю я.
— К тёте Гале! — выдаёт Варя, видимо, вспомнив парикмахера, которая примерно месяц назад подравняла ей чёлку.
Я развожу руками. И тут вспоминаю «Вредные советы» Григория Остера для непослушных детей, которые делают всё наоборот.
Иду на риск:
— Ну и правильно! Причёсываться «бесполезно, никакого смысла нет. К старости сама собою облысеет голова».
Пауза.
— Мы будем чистить зубы!
— Идём!
Выдавливаю горошинки зубной пасты. Девочки сами чистят зубы, умываются и (о чудо!) причесываются!
История с тётей Галей, о которой мне невольно напомнила Варя, тоже заслуживает внимания, поскольку напрямую относится к нашей протестной теме. Дочкам предстоял первый в жизни поход в парикмахерскую. Я заранее объяснила им, что там ничего страшного не произойдёт, что парикмахер просто немного подстрижёт волосы, которые мешают глазкам, и будет красиво.
Варя в отличие от Кати доверилась мне. Придя в салон и познакомившись с мастером тётей Галей, она первая села в кресло и великодушно позволила подравнять чёлку.
Катя, всё это время напряжённо наблюдавшая стрижку, отказалась сесть в кресло. Тогда я взяла её на руки, и мы сели вместе. Под участливые Варины слова: «Не бойся, эта тётя добрая!» — Галина проявила чудеса виртуозности: ловкими и быстрыми движениями постригла чёлку Кате, несмотря на то, что моя маленькая «упрямица» не пожелала даже снять шапочку. Настоящий профессионал!
Не прошло и пяти минут, как мои девочки стали обладательницами модных чёлок. Любопытно, что, выйдя из салона, Катя развеселилась, а Варя несколько раз порывалась вернуться к доброй тёте Гале.
Самую сложную задачку, которую подкинули нам наши двойняшки, решил папа. Надо отметить, что после знакомства со сказкой «Красная шапочка» у впечатлительной малышни сформировалась безотчётная любовь ко всему красному. И вот в один прекрасный день при сборах на прогулку Катя громко озвучила свой выбор из двух пар стоящих перед ней красных и розовых сноубутсов:
— Красные!
— Нет, я! — не уступала Варя.
— Я! — заупрямилась Катя.
— Я-ааааа! — повысила голос готовая расплакаться Варя.
Безапелляционный тон дочек исключал возможность завершить спор мирным путём. Понимая это, я готова была заплакать вместе с Варей, но ведь это не подействует. И тут, говоря на языке моего четырёхлетнего сынишки Пети, «помощь пришла на помощь» в лице мужа, в шутку предложившего разделить красные сапоги поровну! Девочки, судя по всему, оценили простоту и гениальность провокационного предложения и, к нашему общему удивлению, охотно согласились пойти гулять в сапогах разного цвета.
Нужно ли говорить, что на детской площадке Катя и Варя, дефилирующие в разных сноубутсах, произвели настоящий фурор, но не среди детей, а среди взрослых. Не было на площадке мамочки, которая бы не поинтересовалась у меня, почему двойняшки в обуви разного цвета. На многократно задаваемый вопрос я с гордостью отвечала, что это самостоятельный выбор моих дочек.
А вот реакция бабушки на разномастную обувь приехавших погостить внучек меня ободрила. Бабушка Света радостно воскликнула:
Какая прелесть! А мне нравится эта идея!
Жаль, что удачный пример разрешения детского обувного конфликта невозможно было перенести на случай с красной шапочкой, из-за которой девочки тоже однажды повздорили. В этот раз из создавшейся ситуации я вышла собственными силами, предложив им носить красную шапочку по очереди. Сработало. Но нет никакой гарантии, что подобный приём сработает в будущем, ведь разнообразию задачек не видно конца и края.
Забавно, что мне стало нравиться разгадывать детские головоломки. Я чувствую, как меняюсь в лучшую сторону благодаря моим «мал мала меньше», становлюсь гибкой и изобретательной в принятии решений и открытой к самым разным неожиданностям.
И кто кого воспитывает?!
Мария Кулыванова