Владимир Владимирович Шахиджанян:
Добро пожаловать в спокойное место российского интернета для интеллигентных людей!
Круглосуточная трансляция из офиса Эргосоло

Кто на селфи всех милее?

Что стоит за эпидемией самофотографирования

Первое селфи было сделано 180 лет назад, но настоящий бум самофотографирования пришелся на наш XXI век. Как селфимания захватила мир и вышла за пределы цифровой среды, выяснил «Огонек».

За три минуты американец Джеймс Смит сделал 168 селфи — теперь он в Книге рекордов Гиннесса. В ней же значится и его соотечественник Патрик Петерсон, наснимавший сам себя за один час 1449 раз. Такой скорострельности наверняка позавидовал бы автор первого в мире селфи, сделанного без малого два столетия назад. В 1839 году начинающему фотографу из Филадельфии Роберту Корнелиусу потребовалось около 15 минут на экспозицию, чтобы получить свое изображение на посеребренной медной пластине.

Первое селфи — дагерротип, которым не похвастаешься подписчикам в соцсетях, им не соберешь лайки и комментарии, как это рутинно происходит в наши дни. Зато снимок Корнелиуса хранится как историческая ценность в библиотеке Конгресса США.

Кстати, само слово «селфи» (производное от английского self — сам, себя; в русском языке есть еще «самострел» и «себяшка») получило признание не так давно. Его включили в Оксфордский словарь в 2013 году. Определение дано простое: «это фотография, сделанная вами самими обычно на смартфон или веб-камеру и загруженная в соцсети». Именно последнее, впрочем, затрудняет ведение статистики по этому явлению. Если в интернете ежедневно появляются десятки миллионов селфи, то сколько их хранится в памяти гаджетов или пересылается приватно в мессенджерах — оценить невозможно. А ведь существует еще опция исчезающего снимка, которую используют нередко в интимной переписке: отправил откровенное селфи адресату и после первого просмотра фото тут же удаляется. Такие селфи вовсе неуловимы для учета.

И все-таки кое-что подсчитать удалось. Селфи все возрасты покорны, но ядро поклонников, что предсказуемо, молодежь. Из парадоксального — женщин среди делающих селфи больше, но перевес всего в пару процентов. Зато ретушировать или использовать фильтры, чтобы «улучшить» себя на снимке, как выяснилось, больше склонны мужчины. Может, и потому, что в массовом восприятии делать селфи по-прежнему считается не «мужским занятием».

Вдобавок к этому группа ученых из Мюнхенского университета описала «парадокс селфи». Участники исследования оценивали собственные и чужие селфи.

Оказалось, что свои снимки люди чаще всего воспринимают как оригинальные, самоироничные, а чужие — как показные и поверхностные.

«Люди не склонны признавать в себе тягу к самолюбованию и тем более нарциссизму, что не мешает им отмечать это в других»,— объясняет соавтор исследования психолог Сара Дифенбах.

Мотивы самофотографирования, впрочем, самые разные: не только показать себя и произвести впечатление, но и зафиксировать момент на память, побудить к общению, а еще оценить свой внешний вид со стороны. Например, в ситуации, когда человек выбирает новую вещь в магазине, примеряет и отправляет селфи, чтобы посоветоваться с кем-то: брать — не брать. По-научному все это называется обобщенно — формирование своей индивидуальности и поиск идентичности. Если так, то почему бум селфи, впервые сделанного почти два века назад, пришелся на наше время?

Взрывообразную популярность селфи в XXI веке обеспечили современные технологии. Прежде всего появились площадки для демонстрации селфи — социальные сети. В середине 2000-х это был MySpace, затем знамя перехватил Facebook, где можно было выкладывать снимки в более высоком качестве, поворотным моментом стало возникновение Instagram — платформы, созданной именно для публикации фотоснимков. В 2010-м был выпущен iPhone4 — первый смартфон с фронтальной камерой, по сути, предназначенной специально для селфи.

Селфимания, в свою очередь, породила целую индустрию. Тут и селфи-палки, и селфи-лампы с держателем для смартфона и пультом дистанционного управления, и приложения для редактирования снимков. Более того, меняется мода на селфи. То, чтоб макияж как маска, скрывающая все несовершенства, теперь, наоборот, максимальная естественность, доводимая до абсурда немытой головой и растянутыми трениками в кадре.

Случаются и вовсе экзотические поветрия, когда, например, накануне последнего Нового года в Сети появились селфи, на которых девушки с бровями, уложенными в форме разлапистых елей и блестками на них наподобие елочных шаров. Это если речь идет о лице, под категорию селфи сейчас попадают и отдельные части — грудь, попа, колени, причем как женские, так и мужские. Моду зачастую задают знаменитости.

Несмотря на вольницу, в отношении селфи все же действует негласный этикет. Не комильфо выкладывать в Сеть селфи, например, с похорон, в храмах или с двойником Гитлера, выставленным в Музее восковых фигур (реальный скандальный случай в Индонезии, в итоге фюрера убрали из экспозиции).

Селфи давно вырвалось за пределы Сети. Это предмет научных дискуссий. Повышает самооценку, утверждают одни. Вызывает зависимость, заявляют другие. О феномене сочиняют романы, снимают сериалы, ставят спектакли. Музеи устраивают выставки, продумывая удачные точки для селфи. А в одной из лондонских кофеен придумали «селфичино»: клиент отправляет свое селфи, специальный аппарат печатает его на молочной пенке. На выходе — капучино с портретом из корицы...

Такая вот эволюция селфи.

Казаться лучше

Селфи — это проявление того, как разные факторы и прежде всего культура влияют на нас и наше восприятие себя. В конце XX века на Западе был огромный интерес к идее самооценки, которую следом подхватил остальной мир. Идея простая: если мы хотим, чтобы люди были классными, надо им об этом постоянно твердить.

Уилл Сторр, британский журналист, писатель, автор бестселлера «Селфи. Почему мы зациклены на себе и как это на нас влияет»

В результате выросло целое поколение, которому с детства родители и педагоги вбивали идею о необходимости повышать свою самооценку. На самом деле это ложный конструкт, который мы приняли за чистую монету. Высокая самооценка — это плохо, если она ни на чем не основана.

Сейчас распространен подход, что надо говорить ребенку, да и взрослому, что он особенный. Это опасный путь, когда нет связи с реальными достижениями, реальным социальным успехом.

«Я особенный» — это определение нарциссизма. И его уровень, по крайней мере в западном обществе, очень высок, что проявляется и через селфи.

Конечно, мы живем в слишком сложном мире, чтобы делить все на черное и белое. Социальные сети действительно демократизировали рынок, сделали многих молодых людей видимыми, помогли им построить карьеру. Это и то, что называется феноменом Ким Кардашьян (американская звезда реалити и соцсетей, выпустившая книгу своих селфи.— «О»), и настоящие истории успеха.

Помимо нарциссизма есть и другая проблема — перфекционизм. Прежде считалось, что это хорошо, когда человек стремится к высоким стандартам. Но к чему это привело? Многие боятся выглядеть и действовать не так хорошо, как ожидается и социально одобряется. Идеальным надо быть во всем, идеальным родителем, идеальным работником... Исследование, проведенное в Великобритании, показало, что с 1990-х годов среди молодежи на 30 процентов вырос уровень социального перфекционизма, то есть жизнь с оглядкой на других. Стоит ли удивляться, что с селфи на нас смотрят сплошь открытые, дружелюбные, общительные, обаятельные, жизнерадостные... В нынешнем мире с его культурой селфи комфортнее себя чувствуют экстравертные личности. Что не исключает и у них этого параноидального мышления: а достаточно ли я хорош?

Вдобавок в соцсетях идет постоянная игра за статус, быть лучше, популярнее, игра бессознательная или целенаправленная. Селфи — одно из орудий в этой игре.

Мария Портнягина

Источник

326


Произошла ошибка :(

Уважаемый пользователь, произошла непредвиденная ошибка. Попробуйте перезагрузить страницу и повторить свои действия.

Если ошибка повторится, сообщите об этом в службу технической поддержки данного ресурса.

Спасибо!



Вы можете отправить нам сообщение об ошибке по электронной почте:

support@ergosolo.ru

Вы можете получить оперативную помощь, позвонив нам по телефону:

8 (495) 995-82-95