Предновогодние дни и длинные январские праздники – самое горячее и прибыльное время для доставщиков чего-либо. Начиная, пожалуй, с пандемии коронавируса профессия курьера уже не считается чем-то постыдным – мы поняли, что не можем жить без курьеров. Из-за больших заработков в эту сферу идут не только мигранты, но и коренные жители российских городов, нередко имеющие высшее образование. «МК» узнал у курьеров нового поколения о трудностях и курьезах в их повседневной работе.
Дарья, одна из немногочисленных девушек-курьеров, живет в Воронеже. При этом она носит именно тяжелые сумки-коробки с едой, а не какие-то цветочки, что вызывает удивление у окружающих.
В эту профессию люди попадают разными путями: кто-то подрабатывает, пока учится, кто-то приезжает из других республик, кто-то разочаровался в доходах своей специальности, а кто-то, как Даша, потеряв работу и решившись попробовать зарабатывать таким методом.
– У меня высшее образование, раньше я долгое время работала оператором на почте, – рассказывает Дарья. – Потом уволилась и некоторое время не могла найти работу. Знакомая посоветовала поискать вакансию в доставке еды. И вот уже три года я работаю курьером, и меня все устраивает.
Клиенты попадаются разные, со своими тараканами в голове, поэтому в нашей работе очень важны выдержанность и терпение. Бывает, прихожу к клиенту, здороваюсь, желаю хорошего дня/вечера, а в ответ тишина – ни здравствуйте, ни до свидания. Настроение, конечно, такие вещи портят.
Часть горожан уже привыкли, что им заказ приносит девушка-курьер. Но есть клиенты, которые в недоумении, почему им принесла девушка тяжелый заказ с продуктами? (Если заказ достигает 20 кг, наша служба вызывает нам такси). Бывает, что несу тяжелую сумку и ругаюсь мысленно, что мне достался такой заказ. Особенно когда клиентом потом оказывается большой, крепкий мужчина. Но бывает, что несу тяжесть, а встречает клиент с ограниченными возможностями. Ощущаю себя героем. Или дочери-сыновья заказывают своим пожилым родителям продукты, такая забота очень трогает.
– Бывает ли такое, что заказчики хотят с вами познакомиться?
– В моей практике не было такого, чтобы просили телефончик, а у других девушек-коллег бывает. А вот в нижнем белье меня клиенты часто встречают. Бывает, что и без белья, только полотенцем прикрытые.
– Что интересного случалось у вас под Новый год?
Был один занятный случай. Со мной иногда работает моя четвероногая любимица, собака, помесь джек-рассела и фокстерьера. Для новогодних праздников я ей смастерила красивый наряд, шапочку и накидку красного цвета, украшенные снежинками. Пришел мне заказ. Добираться и до ресторана, и до клиента было далеко. И вот звонит клиент с разборками, почему так долго ему приходится ждать?! Я ему объяснила, что беспокоиться не надо, заказ будет доставлен горячим. Прибыла к клиенту, выхожу из лифта, стоит недовольный мужчина. И тут из лифта выходит моя четвероногая любимица, вся такая красивая. У клиента сразу на лице расплылась улыбка. Он сменил гнев на милость, поприветствовал и поздравил с праздником. После работы люди идут домой, в глазах и на лице усталость. И тут мы, такие яркие и привлекательные. Многие подходят и говорят «спасибо» за поднятое настроение. По правилам брать с собой животных в доставку запрещено. Но жители города уже давно нас с ней знают...
«Курьеров смывало потоками воды»
У курьеров южных регионов страны – своя специфика работы. Например, в Адлере и Сочи от них требуются недюжинная физическая сила, выдержка и ловкость. Этот регион, как все знают, нередко заливает ливнями, там периодически бушуют штормы, и тогда города становятся похожи на Венецию. Вот только гондол у адлеровских доставщиков нет. Поэтому в такие дни им приходится в буквальном смысле слова плыть на своих двоих или на мотоцикле по нужным адресам. Так было и прошлой весной, и в этом ноябре, когда стихия не на шутку разгулялась.
Курьер Ренат из Адлера прислал «МК» видео потопа, в волнах которого ему пришлось передвигаться на своем мотоцикле. «Этой весной курьерам Адлера приходилось по таким затопленным улицам доставлять заказы, – пояснил он. – У кого-то даже утонула техника (велосипед). Да и вообще много машин утонуло, а курьеров прямо-таки смывало потопом. А совсем недавно, в ноябре, когда было наводнение, мне надо было доставить заказ в прибрежный отель. Я выехал из дома, проехал метров 500 и увидел женщин, которые просили о помощи. Я оставил мотоцикл и стал им помогать, они пытались выйти из магазина, но там воды было по колено, и такое сильное течение, что их буквально сшибало с ног. И так получилось, что пару часов мне пришлось поработать спасателем, помогал людям дойти до их домов».
Во время несения своей службы доставщики нередко попадают в разные неординарные ситуации. «Часто бывает, что люди путают заказы, приезжаешь не к тем, потом едешь по верному адресу; на нас нападают собаки, а мы от них бегаем, – рассказывает Ренат. – Бывают забавные ситуации, когда подростки заказывают доставку контрацептивов, и тебе надо куда-то пробираться, где-то им передавать, чтобы никто из взрослых не заметил. А если взрослые увидят тебя, нужно придумать отмазку, зачем ты сюда проник. Но гораздо чаще такое заказывают так называемые «массажные салоны».
Может так случиться, что украдут пакет с едой, который ты оставил у двери. Тогда приходится быстро возвращаться и пытаться вычислить, кто мог украсть, искать какие-то улики. У меня такого не было, чтобы я находил вора, а вот у коллег - бывало. Или клиент говорит, что заказа нет у двери, хотя сам его забрал. Поэтому иногда мне могут выставить удержание за заказ с формулировкой «часть позиций утеряна при доставке». Но при моих доходах это мелочи. При необходимости можно поднять записи с камер видеонаблюдения, если кто-то хочет заморочиться.
Еще из забавного, но повседневного: часто люди выходят к нам в чем мать родила. Или в каком-то непотребном виде. Особенно часто в трусах выходят. А бывают и случаи сексуальных домогательств со стороны неадекватных клиентов. На днях моего коллегу встретила совершенно голая девушка. Я не понимаю такого поведения. Можно предположить, что у каждого такого человека свои психотравмы, или просто он под какими-то препаратами, или под алкогольным воздействием, или пранком занимается. Не знаю, кто из курьеров решился бы ввязаться в подобную секс-авантюру. Нужно быть, как мне кажется, не в своем уме», — высказался Ренат.
Из свежих случаев. Даже больше, пожалуй, чаевых курьеры любят такой нюанс в своей работе, — когда заказчик по каким-то причинам не забирает заказ, и тогда он перепадает доставщику (бесплатно). Однажды Ренат взял заказ на доставку четырех пицц для одной девушки. Но выяснилось, что клиентка указала неправильно адрес, и находится она в Сочи. А Ренат — в Адлере. И в Сочи он ей не мог отвезти. Ренат уже было обрадовался, что девушка отменит заказа, и... Но девушка заявила, что ей очень нужна пицца прямо сейчас, иначе она умрет с голоду. В итоге девушка смогла уговорить руководство сервиса доставки, чтобы ее заказ передали таксисту, а тот отвез его ей в Сочи. «Я потратил много времени и остался без пиццы. Но зато почти сразу после этого один клиент отказался от заказа из ресторана быстрого питания, и я, довольный, забрал эту еду себе», — говорит Ренат.
Для курьера немаловажно, чтобы он как-то выделялся из общей массы своих собратьев. Во-первых, его будут узнавать коллеги, во-вторых, заказчики будут более охотно оставлять чаевые. Сам Ренат ходит в ярком прикиде и прославился в своем городе как курьер-«терминатор». «Я поднимаю людям настроение, а они оставляют мне на чай», — улыбнулся он.
«Скинулись курьеру из Уфы, чтобы он переехал в теплые края»
«У каждого курьера — своя история, как он попал на эту работу. По своему окружению могу сказать, что около 40% курьеров имеют высшее образование, — продолжает Ренат. — В «курьерку» идут потому, что там можно больше заработать. Например, я знаю шеф-повара одного кафе, он рассказывал, что, интенсивно вкалывая каждый день на своей работе, ему было сложно заработать 100 000 рублей даже в Сочи! Он перешел в курьеры, и теперь говорит, что, особо не напрягаясь и с двумя выходными, имеет 120 000 рублей. У него появилось время для общения с семьей, он не стоит теперь на ногах по 12 часов, у него гораздо меньше ответственности, чем на прежней работе, и т.д.»
Однако Ренат предупредил, что для построения успешной карьеры курьеру на первоначальном этапе требуются немалые средства: для экипировки (зимней, дождевой) — около 150 000 рублей, на хороший гаджет с внешним аккумулятором (еще 50 000), а если доставка на мотоцикле — нужно вложиться в обучение вождению (25 000) и покупку транспортного средства (от 70 000 руб. — самый простой скутер). Многие даже влезают для этого в кредит.
Что касается заработков, они не ниже, чем в Москве. Летом в Адлере курьеры зарабатывают 7000-12000 рублей в день (в зависимости от количества часов). Зимой — меньше: 3500 рублей за 12-часовой рабочий день. Велодоставщики в Краснодаре зарабатывают 8000-9000 рублей за 12 часов.
Как «МК» писал ранее, большие деньги в этой сфере можно получать, только работая «на износ». «В одном из сервисов доставки в Адлере ребята работают по 16 часов в день и без выходных, развозят по 80 заказов в день, очень сильно устают, но имеют 170 000 рублей, — рассказывает Ренат. — Я работаю тоже 30 дней без выходных, но по 11 часов, и у меня выходит 120 000 плюс сейчас будут новогодние премии (так что тоже дойдет до 170 000 рублей)».
Курьеры объединяются в профессиональные сообщества и делятся своими новостями. И если курьеры из Адлера и Сочи выкладывали фото ужасающих потопов в этом году, то те, кто живет в северных районах, размещают фото, как они сквозь метель и пургу пробираются к заказчикам со своим коробками.
Однажды Ренат с друзьями помогли одному такому товарищу перебраться из холода в теплые края. «Из чата мы узнали, что курьеры в Уфе зарабатывают 4000 рублей в день, и это при морозе –35! — рассказал Ренат. — И мы с неравнодушными коллегами сбросились, чтобы он приехал в Краснодар и зарабатывал уже 6000-8000 рублей в день. Мы скинулись ему на билет и «финансовую подушку» на первое время. Он переехал в Краснодар и хорошо устроился там. Вот такое у нас курьерское братство».
Ирина Бричкалевич