Когда популярного комика эстрады и кино Карена Аванесяна упрекнули в том, что смех, которому он поклоняется, не есть христианская ценность, Карен тут же отпарировал цитатой из Библии: «Веселие сердце благотворит, как врачевство, а унылый дух сушит кость».
— Карен, в своих концертах ты прежде всего выступаешь как пародист. Чем объяснить такое предпочтение?
— Я думаю, что всё это у меня от мамы. Она пародировала родственников, соседей, продавцов, милиционеров и телеведущих. Вообще, по моим наблюдениям, все женщины по сути своей — пародистки. Вы только прислушайтесь к любому женскому разговору — услышите и увидите массу комических образов своих знакомых, о которых они говорят друг с другом. Каждая бурная женская встреча — это маленький юмористический концерт.
— В последнее время многие мэтры нашей юмористической эстрады, и даже Геннадий Хазанов, с экранов телевизоров, по радио и в прессе довольно скептически отзываются о жанре пародии и пародистах. Считают, что у пародистов якобы очень лёгкий хлеб и что они незаслуженно пожинают славу, эксплуатируя не просто психику зрителей, а их подсознание: аплодисментов и смеха в зале пародисты будто бы добиваются уже за счёт рефлексов, которые можно вызвать даже при поверхностном подражании какой-либо известной личности. Ты согласен с таким мнением?
— Я думаю, что в этом случае речь идёт о пародийных имитаторах: когда артист, не вживаясь в образ и не привнося в него новой художественной ценности, занимается чисто механическим звукоимитационным подражанием, вызывая сиюминутную реакцию зала.
— То есть сам жанр пародии как серьёзный вид эстрадного искусства остаётся вне критики?
— Конечно! Я не думаю, что кто-либо всерьёз осмелится поднять на него руку. Ведь посмотрите, не только артисты эстрады, но и выдающиеся драматические актёры в той или иной степени — великие пародисты. Потому что создавая определённый образ на сцене, они рисуют его интонационными красками, мимическими штрихами, жестикуляцией, взятой из жизни, снятой с того или иного жизненного персонажа, а затем уже наполняют его богатым художественным смыслом. В этом и есть настоящее искусство пародии. А возьмите Ираклия Андроникова! Разве не пародист?! Кто посмеет сказать, что это отработанный жанр?! А Аркадий Райкин?! Все создаваемые им образы, и в масках, и без оных, — это тоже пародии и тоже взяты из жизни. Владимир Этуш живал в Закавказье, где подсмотрел и затем спародировал тот персонаж, который затем воплотился в известного всем Саахова, охочего до «комсомолок, спортсменок и красавиц…». Да и сам Хазанов начинал с жанра пародии, и сейчас он тоже, конечно же, пародист.
— Какая публика радует? Какую хочется увидеть?
— У артиста сразу же поднимается настроение, если в зале достаточно представительниц прекрасного пола. Тебя это подтягивает, мобилизует, настраивает на игру с залом — ведь на тебе одном сфокусировалось столько волшебных изумительных хрусталиков. Об этом только и может мечтать любой мужчина. А потом женщины более непосредственны, тонко реагируют на нестандартные юмористические нюансы, заразительно смеются. А как радует слух артиста женский смех!
— А мужской?..
— Мужской смех порождается женским. Если в зале одни мужчины — это ужасно. Они могут быть заторможены довольно долгое время. Но как только в зале раздаётся колокольчик женского смеха — всё! Мужчины просыпаются. И тут, конечно, полная гармония! Сердце актёра от радости сжимается, когда мужской и женский смех сливаются! Это победа! Ведь нормальный смех — это и есть та самая Истина, перед которой отступают всяческие дрязги, суета, жестокость и ложь!..
Валерий Егиянц