Казанский танцовщик Олег Ивенко едет на съёмки фильма «Белый ворон» (White Crow) о Рудольфе Нуриеве, который ставит известный английский актёр и режиссёр Рэйф Файнс. О чем будет фильм, он рассказал эксклюзивно «АиФ-Казань».
В ближайшее время в Париже и Санкт-Петербурге начнутся съёмки международного фильма о «летающем татарине» - балетном танцовщике Рудольфе Нуриеве. Картину ставит английский актёр и режиссёр Рэйф Файнс, прославившийся ролями в фильмах «Список Шиндлера», «Английский пациент», серии о Гарри Поттере.
Рэйф Файнс уже работал с русскими актерами. На фото - на съемках фильма «Две женщины» Веры Глаголевой в Новоспасском (Смоленская область). Фото: АиФ/ Елена Хлиманова
Новая кинолента Файнса посвящена началу карьеры Нуриева и поворотному моменту в его судьбе, когда он решил остаться на Западе. Легендарного танцовщика играет премьер балетной труппы Татарского театра им. Джалиля Олег Ивенко. Казанский артист был утверждён на эту роль после кастинга, в котором участвовали зарубежные и российские актёры.
По контракту он не имеет права раскрывать все подробности сюжета, съёмок будущего фильма. Известно, что в картине заняты актриса Чулпан Хаматова, танцовщик Сергей Полунин, самая молодая обладательница «Золотой пальмовой ветви» Каннского фестиваля Адель Экзаркопулос. В фильме можно будет увидеть и самого Рэйфа Файнса – он сыграет одну из ролей.
Картина выйдет на английском и русском, поэтому Ивенко сейчас совершенствует свой английский. А Файнс активно занимается русским языком, который он начал учить на съёмках фильма Веры Глаголевой «Две женщины».
«Файнс не просто знаменитый актёр и великолепный режиссёр, он отличный человек, - рассказывает Олег Ивенко. - Я его называю «мой кинопапа».
Перед началом съёмок Файнс, всегда добивающийся того, чтобы каждая деталь в его фильмах была идеальной, провёл массу репетиций. «Я пересмотрел много видео, фото Нуриева, изучаю воспоминания о нём, стараюсь выявить нюансы, прочувствовать эмоции, которые он испытывал, чтобы вжиться в каждую ситуацию, найти «своего» Нуриева, - говорит Олег Ивенко. – Нуриев был немного «диким»: волчий взгляд, жёсткие манеры, обескураживающая многих ехидная улыбка — это осталось в нём до конца жизни. Этот человек не перед каждым раскрывал свою душу. Близких людей у него были единицы. Это друзья в Ленинграде - Люба и Леонид, за рубежом - Клара Сент, которая убедила его остаться на Западе, балерина Марго Фонтейн, постоянная партнёрша Нуриева».
Берета, с которым не расставался Нуриев, и его «козырного» плаща у Ивенко пока нет. Уверенность в том, что он действительно сможет сыграть танцовщика, появилась у актёра со временем. «Один из известных хореографов после нашего знакомства с ним сказал, что я поздоровался совсем как Нуриев!» - улыбается Ивенко.
Удивительная сила воли, невероятная жажда жизни – так описывает Олег Ивенко характер своего героя.
«Он хотел всего и сразу, без пауз, - говорит артист. - Очень опасная черта, если не чувствуешь грань дозволенного. Для Нуриева такой грани не было. Известно, что он не платил за себя в ресторанах, мог не вывести партнёршу на поклон… Но это был легендарный танцовщик, ещё в те времена делавший на сцене то, что никто не мог повторить, в том числе и технически. Хотя у него не было исключительных балетных данных, он умел прожить каждый момент на сцене. Нуриев был настолько одарённым, что предвосхитил своё время. Многие артисты только сейчас начинают осваивать его технику».
Споры о бегстве Нуриева на Запад не утихают до сих пор. Одни называют это «прыжком в свободу», другие - предательством.Чувствовал ли себя счастливым человек, которого не пускали на родину в СССР, не видевший своих родных, умиравший от страшной болезни в полном одиночестве? Олег Ивенко отвечает на этот вопрос утвердительно. Нуриев был счастлив, когда получал то, что хотел. Однако рано или поздно за всё приходится платить. Трагедия Нуриева в том, что эта расплата застала его врасплох, когда он не был к ней готов.
«В Европе он получил главное - возможность танцевать так, как он чувствовал, - считает исполнитель роли танцовщика. – Думаю, в СССР Нуриева не ценили так, как на Западе. Держали в рамках, а так не должно быть с артистом. Ведь если вовремя не дать ему раскрыться, он погибнет. К сожалению, таких примеров много. Если театр помогает раскрыться артисту, это большая удача».
Олег Ивенко говорит, что ему самому очень повезло с театром в Казани.
Одним из первых о его работе над ролью Нуриева узнал художественный руководитель Татарского театра оперы и балета Владимир Яковлев. Он старался помочь молодому артисту – всегда шёл навстречу, когда нужно было ехать на пробы и репетиции.
Олег Ивенко вспоминает переломный момент и в своей жизни, когда он получил серьёзную травму и не мог выходить на сцену. Это было невероятно трудно для артиста, вся жизнь которого с пяти лет строилась вокруг балета.
«В 23-24 года, в самый пик карьеры, когда нужно танцевать, мне невыносимо было стать просто зрителем, - вспоминает артист. - Я дважды побывал на море, прошёл реабилитацию. И вдруг мне говорят, что кость всё равно не срослась. После этого я пошёл… в балетный зал. Получилось так, что именно занятия дали толчок к выздоровлению, кровь начала циркулировать сильнее».
Эта история заставила артиста посмотреть на жизнь другими глазами, переосмыслить всё происходящее.
«Как будто мне кто-то сказал: «Подумай над тем, чем ты занимаешься! - говорит он. - Я начал ценить каждый момент, ещё более внимательно относиться к своим близким, ко всем ролям. Стал активно заниматься спортом - футболом, большим теннисом и даже боксом. Открыл свою студию танца, в которой занимаются и взрослые, и дети. У нас уже есть победы: одна девочка стала дважды лауреатом на конкурсах, другая - была подготовлена и поступила в хореографическое училище. Говорят же, что неожиданностей не бывает, всё, что с нами происходит, происходит неспроста».
Ольга Любимова