Не судите об артистах по их ролям, да несудимы будете. Прыгунов сыграл много ролей, но были они в основном не
Ботинки с разговорами
— Я слышал, вы в молодости были пижоном?
— Если вы имеете в виду внешний лоск, то на него мне никогда не хватало денег, я жил очень тяжело. Старался, конечно, хорошо одеваться, пытался быть «штатником», то есть американцем. Это была уже Москва,
— А с чего это вы заразились этой американщиной? Вот Василий Аксенов любил джаз, а вы?
— Я тоже любил джаз, и друзья мои были джазистами.
— А брюки дудочкой носили?
— Брюки у меня были хорошие, мне даже один раз в Алма-Ате их комсомольцы отрезали. Но стиляги — это
— И много раз у вас в жизни были такие обломы? В
— В
«Мы были свободными людьми, зная, что живем в лагере»
— Так что в Москве у вас была за компания?
— Нормальные люди. С Лешей Козловым я дружу с
— То есть вы не патриот в этом смысле. По крайней мере комсомольцы могли вас так называть.
— Да комсомольцы такими же были! Они были кагэбисты, но при этом и джазисты одновременно. Все перемешано. В советское время в целом городе Москве было всего два места, где ночью можно выпить 50 грамм коньяку и чашку кофе, — кафе «Москва» и кафе в гостинице «Украина». Нас таких было 100 человек, не больше, которые друг друга знали. Остальных мы просто не замечали. Я шел по улице и видел только своих.
— А прически модные вы делали?
— Все мои прически слетели с целиной. Я там проработал два раза по полгода, между прочим, и недавно получил от Назарбаева медаль за
— И целина тоже для вас не стала шоком?
— Какой шок — нормальная молодая жизнь. Где только не жили, чего только не делали! Я собирал табак, хмель, делал дороги, возил сено, строил сараи, общежития, готовил землю под ток, перелопачивал гнилую пшеницу. Она тогда вся сгнила. В
— Я знаю, что там вы попали в известную поэтическую богему, к которой принадлежал и Иосиф Бродский…
— Это уже было после Москвы. Осенью
— Это можно было назвать диссидентством?
— Нам противна была советская власть, но противны были и революционеры. Я очень хорошо знал знаменитого диссидента Алика Гинзбурга. Он все время тянул меня на свою сторону. Вообще, это был замечательный, порядочный человек. Мало того что я у него ночевал, еще и своих приятелей туда устраивал. Но я в его компанию не шел, мы очень осторожно к нему относились.
— Но вы же, встретив Гинзбурга, не переходили, как многие, на другую сторону улицы, чтобы с ним не поздороваться?
— Нет, конечно. Я знал, что меня уже никогда не выпустят за границу. Мы были свободными людьми, зная, что живем в лагере. Мы знали, что никогда не увидим ни Париж, ни Лондон, ни Америку. Поэтому плевали на все и всех посылали. Мы говорили то, что думаем, и от советской власти ничего не хотели.
— Так вы же не были «тунеядцем», как Бродский?
— Но он тоже политикой не занимался. Это придурки-кагэбэшники ленинградские все ему устроили, хотели перед Москвой выпендриться. И они ему сделали жизнь. Молодцы!
— Но в
— Да. Две ночи у него дома ночевал. Еще за два месяца до перестройки мы сидели у друга на даче под Ленинградом и говорили, что никогда в жизни не увидим никого из друзей, которые уехали, никогда не увидим Парижа… Вдруг бац — перестройка, и уже через три года я выезжаю в Штаты. Это был мой первый выезд в нормальную страну. А до этого я был в Румынии, ГДР, снимался там. Расписывался за 800 марок, а получал 60. Меня было выгодно туда посылать.
— В Америку вы выехали тоже на съемку?
— Нет, просто взял и поехал. На собственные деньги.
— Ну и как, получили в Америке культурный шок?
— Америка меня потрясла. Шок я получил, но не культурный, а общечеловеческий. Половину фотографий там я сделал в супермаркетах. Мне повезло: приятель предложил прочитать лекцию в Орегонском университете. Мне сказали, что деньги за лекцию заплатить не смогут, зато купят билет в любой конец Америки, который будет действителен целый год. Я составил список своих выехавших друзей и так объехал всю Америку. Месяц прожил в Нью-Йорке, а два месяца ездил. Потрясающая страна!
— Лекцию на какую тему читали?
— Это был просто разговор. Про то, что происходит в России, про друзей-поэтов (я читал их стихи) и про современное кино. После Бродского я поехал к Лосеву, у него переночевал четыре ночи, потом опять к Иосифу вернулся.
«Бутыль — моя ню»
— Вы давно начали рисовать?
— Да, еще в детстве. Я учился у очень хорошей художницы, правда, недолго, месяца
— Смотрю, бутылка у вас самый важный элемент натюрморта?
— Да она вообще самый главный элемент жизни, и не только у русского народа, но у всего человечества. Это архетип: буханка хлеба, глиняный кувшин, бутылка. Хочешь — не хочешь, но все это проникает в подсознание и живет в каждой клетке. Может быть так, что простая бутылка достает душу человека больше, чем какие-нибудь невероятные красоты.
— Но истина лежит на дне бутылки. Вы познали истину?
— Ту истину, которая лежит на дне бутыли, познал вместе со своими друзьями в полную меру. А что касается моих натюрмортов, то там есть такие философские категории: прозрачность, отражение, пустота и наполненность. Вот это все есть в бутылке. А уж в России бутылка — это предмет для питья самогона, водки. Вот мой любимый персонаж — самогонная бутылка.
— То есть, как и Владимир Шаинский, самогоном увлекаетесь?
— Нет, я его не пью, это только для картины. Бутыль — мой персонаж. Это моя ню. Вот я не рисую голых женщин, а пишу бутылку.
— Так, может, бутылка — женский идеал?
— Для
— Вы вообще так философски и к жизни относитесь?
— А только так и надо относиться, и всю жизнь я именно это и делаю.
— И когда вы были очень популярны в
— Абсолютно равнодушно. Слава для меня — это чушь, полная ерунда. Я и раньше так говорил, и сейчас. Для меня гораздо важнее то, что я сам считаю своим собственным достижением: в жизни, в словах, в картинах, в строчках… А вся эта мишура меня никогда не волновала. Приятно, конечно, но…
— А потом, когда вы стали менее востребованы…
— Я этому только обрадовался. Лучше всего я себя чувствовал за границей, где меня никто никогда не узнавал. Вот я снимался в ГДР — это были мои самые счастливые годы. Cнимался я и в американских фильмах, но не в Америке, а в других странах: в Ленинграде, в Лондоне, в Торонто, в Москве. Картины эти были в основном дурацкие. Играл я там кагэбэшников, генералов
—
— По советским стандартам хорошо, а по американским — как в массовке. Но все равно это было в десять раз больше, чем в Союзе. А когда я все-таки снялся в небольшой роли у большого режиссера Марлена Хуциева в фильме «Мне двадцать лет», деньги меня особенно не волновали.
— А еще и у знаменитого итальянского режиссера Де Сантиса…
— Там у меня была ставка 13,50 — самая низкая. А я знал, что эту роль должен был играть Энтони Перкинс, который потребовал миллион долларов. Но итальянцы пригласили за 100 тысяч долларов Питера Фалька, в будущем знаменитого следователя Коломбо. Я знал, что «Мосфильм» или Министерство культуры возьмет за меня с итальянцев такие же деньги, но мне они сказали, что будут платить по 25 рублей. Так даже этого не сделали. А потом я еще снялся в «Сердце Бонивура». Так что всей своей историей я очень доволен, потому что жил абсолютно свободно, весело и непринужденно. И над ними смеялся.
Александр Мельман