Пьесу сочинили сами актеры, основой послужил рассказ Туве Янсон «Филифьонка в ожидании катастрофы». Почему выбрали шведскую сказочницу? Разъяснил режиссер, директор «Класс-центра» Сергей Казарновский: «Я увлекся великой мумий-тролльщицей будучи уже взрослым человеком. В 2002 году мы поставили первый спектакль по Туве Янсон „Мумий-Танго“. Когда задумывали второй, я не был уверен, что „Филифьонка“ заинтересует ребят. Дело в том, что живое существо в рассказе одно — собственно заглавная героиня. Однако там есть множество предметов, живущих особой жизнью. За это мы и уцепились, превратили предметы в метафоры и с их помощью рассказали эту историю».
Наконец наступил день премьеры.
На сцене сумрачно, слышен звук льющейся воды, словно сюда на время впустили пошуметь дождь. В центре, погруженный в пески, стоит кукольный дом.
Слева диковинное сооружение, конструкция в виде чаши — с водой и апельсинами.
Перед нами в образах (весьма странных, но очень поэтичных) раскрывается душа главной героини Филифьонки. Она одинока и живет на пустом пляже, каждый день затевая одинокий концерт у моря. Ее разговор обращен к ветру, к вечному песку, который закручивает смерчи, к дождю, к набегающей волне. И всякая вещь, принадлежащая Филифьонке, может рассказать о ней массу интересного. Сухая колючка, фарфоровая кошечка (талисман), лоскутный ковер и любимая вязаная шапочка. Все они — близкие соседи ее одиночества.
Поэтому счастье для героини похоже на ураган. И в конце спектакля это счастье, как буря, с грохотом и музыкой приходит на пустой пляж, разрушая дом.
Ожидание этой метафорической, прекрасной бури — то, что происходит у актеров в жизни прямо сейчас. На следующий день у них был выпускной вечер, они покидали школу (далеко не каждому выпускнику выпало такое счастье — ощутить расставание со школой как личную катастрофу). Такое уже не повторится…
Всем этим обстоятельствам сопереживает завсегдатай театра «Класс-центра» актер Александр Филиппенко: «Неожиданно, что ребята взялись за такую трудную историю. О своих чувствах и переживаниях лучше рассказать настольной лампе. А то есть риск пораниться, и пораниться сильно. Как я говорю: у каждого есть своя шкатулочка, которую сам открываешь только наедине, потому что там — тайна».
Но актеры-выпускники этой тайной поделились. И положили ее в ту самую шкатулочку, про которую говорит Филиппенко.
Дмитрий Румянцев
Юлия Балашова