Если короля играет свита, то и мужчину делают окружающие его женщины. Юрий Любимов был и талантлив и харизматичен. Возможно еще и поэтому его всегда окружали яркие и красивые спутницы.
ОЛЬГА КОВАЛЕВА
В конце 40-х годов Юрий Любимов женился на балерине Ольге Евгеньевне Ковалевой. Они вместе выступали в ансамбле НКВД. В 1949 году Ольга Евгеньевна родила Любимову сына Никиту. Но вскоре после рождения ребенка ушла от него к дирижеру Юрию Силантьеву.
- Родители познакомились в ансамбле НКВД, - рассказал нам сын Силантьева Егор. - Вместе с отцом служил и Юрий Петрович Любимов. Моя мама танцевала в этом ансамбле после окончания хореографическое училище Большого театра. После войны ансамбль НКВД расформировали. Любимов служил в театре им.Вахтангова. У них с мамой родился сын Никита - мой старший брат. Так что мама сидела с маленьким ребенком. А Юрий Петрович много снимался, играл на сцене. Он был очень популярным артистом, от поклонниц не было отбоя. Отчего они разошлись, мама не рассказывала. Просто в она взяла Никиту, и уехала с ним в Абхазию. А уже позже она вышла замуж за моего отца.
Кстати, старший сын режиссера Никита Любимов после школы поступил в духовную семинарию. Но не закончил ее. Он стал литератором, написал пьесу, которая в 80-х годах шла в театре на Таганке. Он по-прежнему очень религиозный человек. Много времени проводит в храме, а летом уезжает в деревню под Великими Луками, где у него дом. И живет там с женой и тремя детьми.
СЕСТРЫ ПАШКОВЫ
Еще до появления в жизни Юрия Любимова Людмилы Целиковской и Каталин Кунц, у него был бурный роман с актрисами, которые, как и Любимов, служили в театре Вахтангова. Сестры Пашковы - обе были красавицами, обе популярны, Галина, старшая из сестер, слыла конкуренткой самой Целиковской. Любимов якобы разрывался между Галиной и Ларисой... И по некоторым свидетельствам, был момент, когда они даже жили втроем.
|
|
ЛЮДМИЛА ЦЕЛИКОВСКАЯ
С Целиковской Любимов познакомился в театральном училище имени Щукина. Она училась тогда на первом курсе, Любимов - на четвертом. Вместе они работали в Театре имени Вахтангова, в 1945 году снялись в фильме «Беспокойное хозяйство». А в начале 60-х стали жить в гражданском браке. Вместе они были более 15 лет. И расстались после того, как Любимов закрутил роман с венгерской переводчицей Каталин.
|
В отличие от Каталин, предыдущая жена Юрия Любимова – блистательная красавица, кумир миллионов актриса Людмила Целиковская не считала Любимова гением. Она безусловно признавала его талант, но и понимала, что созданию театра на Таганке, его успеху, выбору репертуара, в значительной степени режиссер обязан именно ей.
|
Несмотря на кинообраз эдакой «попрыгуньи», очаровательной, но недалекой девушки, в жизни Людмила Васильевна была очень образованной женщиной. Много читала, прекрасно знала зарубежную литературу, у нее был хороший вкус, кроме того, она была известна на всю страну. Ее популярность служила «ключом-вездеходом» в самые высоки кабинеты. Как говорят, именно она познакомила Любимова с «правильным» кругом людей, советовала, какие книжки читать, находила для театра пьесы. Она руководила его интеллектуальным штабом. А он был гением коллективного разума, в совет театра на Таганке пригласил Бориса Можаева, Федора Абрамов, Андрея Вознесенского, академика Петра Капицу...
- Людмила Васильевна сочинила поэтическое представление «Товарищ, верь», поставленное на Таганке, - рассказал нам один из создателей театра его директор Николая Дупак. - Целиковская помогла Любимову стать Любимовым. Она знала, кому нужно позвонить в случае, когда над театром сгущались тучи. Чиновники реагировали на ее имя, когда им говорили, что «Людмила Целиковская очень просила помочь Юрию Любимову...»
ЕЛЕНА КОРНИЛОВА
Актрису театра на Таганке с Любимовым связывали долгие годы не только рабочих отношений.
|
- Наш роман с Юрием Петровичем длился 13 лет, - рассказывает Елена Корнилова. - Конечно, в основном у меня к нему была платоническая любовь, как к Учителю. Но Юрий Петрович был невероятный красавец, когда он выходил на сцену все актрисы театра попадали под магию его обаяния. Между мной и им как будто бы электрический разряд проходил. Это были 13 лет счастья и страданья одновременно. Он был несвободен, Я прекрасно знала его жену Людмилу Целиковскую. И очень виню себя за грехи молодости, не надо было обижать Людмилу Васильевну. Но я не могла противиться обаянию Любимова. Да и никто бы не смог. В театре была такая творческая атмосфера, что актеры пропадали там с утра и до ночи. Все сходили по Любимову с ума.
|
Мне кажется, Юрий Петрович был очень зависим от окружавших его волевых женщин. Ему не нужна была жена милая, а нужна была женщина с твердым характером. Целиковская была резковата, у нее был большой авторитет и талант. У Каталин тоже жесткий, боевой характер. Если бы не Каталин, наверное, Любимов не прожил бы такую долгую жизнь. Правда без нее эта жизнь могла быть духовно богаче. Возможно, я к Каталин необъективна, считаю, что она привила нелюбовь Любимова к актерам. С нее начались все беды и раздел театра.
КАТАЛИН КУНЦ
Любимов познакомился с венгерской журналисткой и переводчицей Каталин Кунц в 1976 году, когда театр на Таганке приехал в Венгрию на гастроли. Затем Каталин приехала в Москву как собственный корреспондент венгерского журнала «Фильм, театр и музыка». В 1978 году Любимов - ему тогда было 61 год - и 32-летняя Каталин поженились, а через год у них родился сын Пётр (сейчас ему 35 лет). Каталин не так давно вспоминала, что когда была беременна, она слушала фуги Баха и смотрела старые фильмы с участием высокого и стройного красавца Юрия Любимова. И в этой мело-кинематографичной атмосфере она мечтала, чтобы родился сын, похожий на ее необыкновенного мужа...
Многие обвиняли жену режиссера Каталин в том, что она установила в театре на Таганке диктатуру, сеяла раздор между актерами и Любимовым, явилась причиной скандалов и раскола в труппе. Но это одна точка зрения. Существует и другая. В разговоре со мной актер Таганки Иван Бортник сказал: «И что все накинулись на Катю? Она прекрасная жена. Если бы не Катя, Любимов бы не дожил до таких лет. Катя совершила подвиг».
|
В этих словах есть правда. Лично я помню такой эпизод. Полтора года назад в Большом театре устроили открытую репетицию оперы «Князь Игорь» в постановке Любимова. Юрий Петрович вышел на сцену, как король: ухоженный, несмотря на свой солидный возраст, стильно одетый, с элегантной тросточкой в руках. Его цветущий вид совсем не вязался с тем обстоятельством, что за несколько месяцев до этой встречи Любимов впал в кому. Его жена Каталин наравне с врачами смогла вывести его из почти безнадежной ситуации. На протяжении почти сорока лет она всегда была рядом. Вот и на той репетиции стояла у Любимова за спиной. Она попросила журналистов близко не подходить к Юрию Петровичу и вообще на него... не дышать в прямом смысле слова. Говорили, что причиной его болезни был грипп. Поэтому надо было оберегать Любимова от микробов и вирусов. Во время короткого интервью она несколько раз протирала антисептиком микрофон и руки Любимову. И когда заметила в глазах мужа усталость, сразу оборвала ненасытных журналистов.
|
Многие обвиняют Каталин в резкости, в чрезмерном вмешательстве в дела мужа. Но с другой стороны, так защищать его, беречь его силы, здоровье, отсекать ненужные по ее мнению контакты может только очень любящая женщина. Каталин - жесткий человек, ее в театре боялись. Она гоняла и увольняла актеров, нередко называла их обидным словом «быдло». Но, как признают старожилы Таганки, такого порядка и дисциплины, как при ней, в театре никогда в театре не было. Она лично ходила по фойе и гримеркам и платком протирала углы и стены – нет ли пыли. В театре была идеальная чистота, повсюду цветы, какие-то невероятные люстры, ковры - все было очень красиво, но... не вписывалось в эстетику «театра улиц».
Брак Любимова с Каталин был похож на идеальный союз, точно выстроенную жизненную программу, когда жена создает все условия для работы и успеха мужа, печется о его здоровье, продлевает ему жизнь. А он является не только кумиром и Гением, но и кормильцем.