Владимир Владимирович Шахиджанян:
Добро пожаловать в спокойное место российского интернета для интеллигентных людей!
Круглосуточная трансляция из офиса Эргосоло

Люблю все холодное, красивое, пушистое

Театральный режиссер Римас Туминас о планах на будущий год

Сегодня на сайте - интервью с художественным руководителем Академического театра имени Вахтангова Римасом Туминасом. Читайте и комментируйте!

Дмитрий Меньшиков, редактор "1001.ru".

В католическое Рождество художественный руководитель Академического театра имени Вахтангова Римас Туминас рассказал «ВМ» о планах на будущий год и подвел итоги года уходящего. Правда, в мире театра год начинается ранней осенью, и заканчивается тоже ранней осенью (выходных и каникул вахтанговцы не знают). 26 декабря в театре Вахтангова состоялась премьера спектакля «Питер Пэн» в постановке Александра Коручекова и его учеников.

- Римас Владимирович, где празднуете Рождество?

- В Литве, с родными людьми. В деревне, на хуторе. Олег Павлович Табаков называет меня «хуторянином» и это так.

- На Новый год вернетесь в Москву?

- Вернусь. Надеюсь, что к этому времени (я вернусь в первых числах января) в Москву придет настоящая зима, со снегом, метелью, морозом. Здесь в деревне – мокро, дождь…Ничего более красивого русской зимы нет на свете.

- Поэтому так много снега в ваших спектаклях? Снег в «Маскараде», снег в «Евгении Онегине» и снег в премьерном спектакле «Минетти»...

- Я родился зимой, в январе. Люблю все холодное, красивое, пушистое. Первый спектакль, который я поставил, - «Январь» по пьесе болгарского драматурга Радичкова, и там тоже была деревня, и ангел, и красивая женщина, и водяные.

- А ваш любимый спектакль, который вы поставили в театре Вахтангова?

- «Ветер шумит в тополях».

- Римас Владимирович, почему в декабре вы отменили премьеру спектакля «Подросток» по роману Достоевского?

- Артисты красиво носили фраки, платья и произносили фразы, не имеющие отношения к роману Достоевского. Говорили, говорили….и все это превратилось в болтовню. Жаль, и режиссера, и актеров, но в таком виде спектакль не может выходить на сцене театра Вахтангова. Дальше –посмотрим.

- Отмена спектакля накануне премьеры грозит театру убытками, причем немалыми, может быть, на что-то можно закрыть глаза?

- Да, потрачены деньги на подготовку спектакля – немалые, но это проблемы театра. Почему зрители должны тратить деньги и время на спектакль, который не без недостатков? Публика доверяет театру Вахтангова, и мы не можем ее обманывать. Для зрителя поход в театр должен быть событием, возможно, самым ярким событием в его жизни.

- Ваши постановки «Пристань», «Евгений Онегин», «Улыбнись нам, господи», «Дядя Ваня» гастролируют по всему миру. Неужели во время гастролей большая политика не влияет на отношение публики к вашим спектаклям?

- Большая политика влияет на вопросы журналистов. В Америке, где мы гастролировали со спектаклем «Улыбнись нам, Господи», американские журналисты задали мне вопрос: «Театр Вахтангова – государственный театр, который вас финансирует, значит, вы ставите спектакли по заказу государства?».

- Что вы на это ответили?

- Не было ни одного спектакля, который бы я поставил в театре Вахтангова вопреки своему желанию. Я ставлю только то, что хочу и считаю нужным. Более того, за восемь лет моего руководства театром, ни разу я даже не слышал пожеланий по поводу репертуара. Да, наш театр Государственный, но никакой цензуры мы не знаем, и на заказ правительства ничего не делаем.

- Римас Владимирович, кто предложил вам возглавить театр имени Вахтангова?

- Художественный руководитель театра имени Вахтангова, мой предшественник Михаил Ульянов. Он еще возглавлял театр и уже тогда предложил мне занять его место. Но я отказался. Мы сидели на скамейке с Ульянов и говорили о том, что в нашем обществе исчезли герои, и это опасно, и это грозит большими последствиями, и театр должен говорить о героях, искать героев... Через некоторое время Михаила Ульянова не стало, и я решил, что должен возглавить театр, потому что этого хотел Ульянов.

- Большому кораблю большое плавание. Вам стало тесно в Малом театре Вильнюса?

- Я учился в Вильнюсе на актерском факультете, играл в театре, а потом все надоело, и поехал в Москву учиться на режиссера. Когда выучился вернулся в Вильнюс, и стал работал в театре… Так сложились обстоятельства, что теперь я вернулся в Москву в театр Вахтангова. Что будет дальше – посмотрим?

- Что считаете главным достижением на посту художественного руководителя?

- Моя главная гордость – «вторая молодость» Юлии Борисовой и Галины Коноваловой. Когда я пришел в театр, Галина Львовна и Юлия Константиновна почти нигде не играли, редко появлялись в театре. А так они увидели Париж, Лондон, играя в спектакле «Пристань». Галины Львовны уже нет с нами, но это ведь красиво – уйти из жизни с ролью, которую она ждала десятилетиями, и увидеть Париж. Юлия Борисова не могла лететь самолетом, и добиралась поездом (ее сопровождал сын). Недавно в театре, на Новой сцене состоялась премьера спектакля – бенефиса Юлии Борисовой «Возьмите зонт, мадам Готье». Главная моя гордость – спектакль «Пристань». Юрий Яковлев очень любил этот спектакль…

- Вы человек, который не умеет лгать, - так о вас говорят. Как вы сами оцениваете свои постановки в театре Вахтангова. Их называют и великими, и грандиозными, и шедеврами…

- Неплохие спектакли…

- И только?

- Абсолютно. Но для меня ставить неплохие спектакли на сцене театра Вахтангова – подарок судьбы. Я вырос в деревне, в семье, далекой от театра, и откуда, каким образом заразился любовью к театру, - до сих пор не понимаю.

- Римас Владимирович, вы один из немногих художественных руководителей, которые представляют все премьеры театра, участвуете во всех мероприятиях и акциях, ездите на гастроли, и, говорят, живете в театре. Когда же вы отдыхаете?

- Я – раб театра. В даже малейшей неудаче театра виноват буду я. Каждый средний спектакль – мой позор. Я уже говорил фразу, что «моя тактика – нежная сила театра», только с каждым годом к силе приходится прибегать чаще, чем к нежности. А в начале моего руководства было больше нежности.

- Чем это обусловлено? Со стороны вы производите впечатление доброго, интеллигентного, всеми любимого руководителя?

- Сегодня театра Вахтангова переживает взлет, успех, триумф. Премьеры, гастроли по всему миру, хорошая пресса, полные залы, и все это замечательно. Только у каждого успеха есть обратная сторона… Каждому успеху в спину дышит неуспех. Чтобы уйти от поражения, нужно каждую минуту развиваться, учиться, делать все лучше и лучше. Все мы так устроены, а актеры особенно, что хотим подольше погреться в лучах славы и наслаждаться плодами победы… И в это время забываем, что «в каждой победе кроется зародыш поражения». Актеров понять можно – они годами ждут успеха, и когда он приходят – могут себе позволить порадоваться, но нельзя. Они сейчас все снимаются в кино – даже новички театра и то играют главные роли у хороших режиссеров, и все это неплохо, но только отвлекает от театра, который не терпит отлучек. Артисты иногда не понимают причин моей требовательности. Ведь в театре все хорошо – мы лучшие, а Туминас все недоволен и покоя нам не дает.

- Что вы говорите артистам, если они просят у вас отпуск для съемок в кино?

- Я говорю: «Театр без вас обойдется, а вот вы без театра вряд ли». Так что выбирайте. Пока все выбирают театр.

- Спектакль Юрия Бутусова «Бег» на вахтанговской сцене – один из лидеров по числу номинаций на премию «Золотая маска». Как вам удалось уговорить Юрия Бутусова поставить этот спектакль? Марк Захаров признался «ВМ» в том, что «давно мечтает о сотрудничестве с Бутусовым, но он все время занят»?

- Во-первых, я и Бутусов – друзья. Во-вторых, я сказал ему: «Юрий Николаевич, выручай, я сам хочу поставить «Бег», но чувствую, что у тебя получится лучше». Он сказал: «Я попробую». Разумеется, я не вмешивался в творческий процесс, а полностью доверился режиссеру.

- Наверняка, вы планируете сами поставить спектакль на Основной сцене? В октябре на Новой сцене состоялась премьера вашего спектакля «Минетти» и вновь – триумф, но все ждут новой постановки?

- Я перечитываю несколько произведений и думаю – что же мне поставить. Есть мысли…Возможно, это будет спектакль по русской классике. Возможно, по Лермонтову. Возможно, по Достоевскому. Возможно, по Гете. Сейчас в деревне читаю книжки.

- Какие премьеры состоятся будут в новом году?

- 26 декабря – фантастическая премьера для всей семьи «Питер Пэн», в которой играет наша молодежь. И когда я разделаюсь с постановкой оперы «Катерина Измайлова» в Большом театре, приступлю к работе над спектаклем на Большой сцене. Над материалом размышляю. Хочется сделать нечто совсем новое.

Анжелика Заозерская

Источник

594


Произошла ошибка :(

Уважаемый пользователь, произошла непредвиденная ошибка. Попробуйте перезагрузить страницу и повторить свои действия.

Если ошибка повторится, сообщите об этом в службу технической поддержки данного ресурса.

Спасибо!



Вы можете отправить нам сообщение об ошибке по электронной почте:

support@ergosolo.ru

Вы можете получить оперативную помощь, позвонив нам по телефону:

8 (495) 995-82-95