Круглосуточная трансляция из офиса Эргосоло

Любовь вчера и любовь сегодня

Эволюция чувств сквозь призму истории

Если окинуть беглым взглядом историю человечества и задуматься о разнообразных нюансах нашего бытия, сопоставляя их с жизнью минувших эпох, то несложно прийти к выводу, что мы, объективно, живём в наилучшее время.

Парадоксально, но даже несмотря на кажущееся обилие проблем, современность предоставляет нам возможности, о которых наши предки могли только мечтать. Когда мы говорим о прогрессе, в первую очередь вспоминаются комфортные города, удобные квартиры, повсеместное наличие связи, развитый транспорт и доступность разнообразных продуктов.

Но давайте попробуем взглянуть на это с несколько неожиданного ракурса — с точки зрения такого сложного и многогранного феномена, как любовь. Может показаться странным, но и здесь мы, живущие в XXI веке, находимся в более выигрышном положении, чем наши предки, жившие двести или даже сто лет назад.

Рассуждая об этой неочевидной стороне прогресса, неминуемо сталкиваешься с вопросом: как можно говорить об улучшении нашего положения в сфере любви, когда XIX век — эпоха романтизма, Пушкина, дуэлей, возвышенных чувств, когда дамы краснеют, а кавалеры-гусары оттанцовывают мазурки на балах и совершают подвиги, чтобы завоевать их внимание?

Однако важно помнить, что мы говорим не о высших слоях общества, составлявших не более 10% населения с примесью горожан-середняков. Мы говорим о подавляющем большинстве — крестьянах, которые составляли не менее 80% населения в своём минимальном значении. И рассматриваем эту тему через призму их опыта, потому что большинство из нас сегодня — потомки именно этого большинства.

На самом деле, несмотря на старания Пушкина и других певцов любви, само понятие «любовь» в современном для подавляющего числа людей понимании — явление относительно новое, ему едва ли больше века.

Так что же представляла собой любовь в крестьянской среде?

В крестьянском обществе, которое в России в разные периоды составляло около 85% населения, понятие любви в её романтическом, психологическом и даже физиологическом понимании, практически отсутствовало. Это не означает, что крестьяне были лишены чувств. Просто их жизнь, подчиненная суровым законам выживания и регламентированная традиционным укладом, не оставляла места для свободных проявлений чувственности и индивидуального выбора.

Начнём с самого очевидного — выбора спутника жизни. Большинство крестьян не могли самостоятельно выбирать себе партнера. Этот выбор осуществлялся родителями, которые присматривали невесту для сына и мужа для дочери, руководствуясь вполне прагматичными критериями.

На первом месте, безусловно, стоял достаток семьи, с которой планировалось породниться. Затем шли хозяйственные качества невесты\жениха: насколько умел и трудолюбив кандидат, его способность к деторождению и репутация в деревне. И только после удовлетворения этих базовых требований можно было обратить внимание на красоту и другие, менее существенные, с точки зрения крестьянской морали, качества. Остаться холостяком было практически нереально.

Невозможность одинокой жизни земледельца объясняется огромной ролью материального расчета. Многих наблюдателей крестьянской жизни это приводило к мысли, что брак — хозяйственная сделка. Так, знаток крестьянского быта В.И. Семевский считал, что в основе крестьянского брака лежала не привязанность, сколько экономический расчёт; крестьянин женился не по страсти, а по необходимости. По мнению земледельца, не любовь, а нужда служила оправданием брака.

Например, женщина физически не вспахала бы 3-4 га земли на лошади и не заготовила бы 10-15 кубометров дров на всю зиму; а у мужчин просто не было сил и времени при огромных физических затратах на быт — например, при пахоте или косьбе тратится 4-5 тыс. килокалорий за рабочий день. При этом, стоит учитывать, что телосложение мужчин того времени было субтильнее — средний рост составлял 163-167 см. Можно сказать, что и сегодня люди могут исходить из подобного рода побуждений, но это перестало быть необходимостью, а переросло в осознанный выбор.

В наши дни человек может выбирать, с кем и когда вступать в отношения, кого и когда любить. Труд перестал быть исключительно выматывающим явлением, если сравнивать с крестьянским трудом прошлых веков.

Бытовые проблемы берут на себя современные технологии, такие как посудомоечные и стиральные машины. А для решения самых сложных задач всегда можно обратиться к профессионалам: клининговым компаниям или другим специалистам. Это касается как мужчин, так и женщин. И если раньше с такими вопросами могла помочь только семья, то теперь существует широкий спектр услуг, что открывает большую свободу для развития романтических отношений, на что у большинства крестьян просто не было ни сил, ни времени.

Из вышесказанного вытекает и особое отношение к семье. В дневниковых записях немецкого офицера Эдвина Эриха Двингера, попавшего в русский плен в 1914 году, есть эпизод, ярко характеризующий крестьянское отношение к семейным узам. Один из немецких военнопленных помогал крестьянке, пока её муж был на фронте. Когда муж вернулся, выяснилось, что крестьянка родила от немца сына. Однако фронтовик не держал зла на пленного за это, а наоборот, был благодарен ему за помощь по хозяйству и за нового работника в семье. Такой прагматичный подход может показаться диким современному человеку.

Да и сами взаимоотношения внутри крестьянских семей не всегда соответствовали романтизированным представлениям, которые мы черпаем из классической литературы. Нередки были случаи сожительства двух братьев с одной женой, свёкра с женой сына и другие специфические ситуации, обусловленные образом жизни крестьян и дефицитом женщин в тех или иных регионах.

Крестьяновед Теодор Шанин утверждал, что даже относительно регулярный секс — это явление, характерное для последнего столетия. И в этом утверждении есть немалая доля истины. В традиционном крестьянском обществе сексуальная жизнь была строго регламентирована религиозными и социальными нормами.

В православном календаре русского крестьянина насчитывалось около 220 «постных дней» в году, когда сексуальные отношения были запрещены. К этому следует добавить периоды беременности жены, когда секс также считался греховным. Важно понимать, что в то время не существовало контрацепции, сексуальное образование отсутствовало, поэтому балом правили природные инстинкты, приводившие к достаточно частым беременностям.

Кроме того, изнурительный физический труд в периоды напряжённых полевых работ (пахота, косьба, сбор урожая, заготовка дров) не оставлял сил для чувственных удовольствий. При этом женщина, наравне с мужчинами, участвовала в полевых работах и несла бремя домашнего хозяйства. Заключение брака подразумевало, что в семью мужа приходит не только «возлюбленная», но и две рабочие руки.

Позднее к этому добавилось зимнее отходничество мужчин-крестьян на заработки в другие регионы. Это можно сравнить с современной трудовой миграцией, когда мужчины оставляют свои семьи на долгое время на родине, лишаясь возможности удовлетворять свои сексуальные потребности (по крайней мере, с супругой).

Таким образом, в течение года у крестьянской пары могло быть всего 5-8, максимум 10-15 половых актов. Разумеется, это усредненные данные, которые не учитывают индивидуальные различия и региональные особенности. В то время как дворяне могли позволить себе гораздо более активную и разнообразную сексуальную жизнь, о чем свидетельствуют многочисленные исторические анекдоты и свидетельства современников. То же самое можно наблюдать и в современном обществе, где новости о сексуальных скандалах с участием богатых и влиятельных людей регулярно попадают в заголовки СМИ.

Эволюция любви, как и эволюция общества, — это сложный и многогранный процесс. Современный человек, благодаря технологическому прогрессу, социальным изменениям и расширению личной свободы, имеет гораздо больше возможностей для самореализации и построения гармоничных отношений, основанных на взаимной любви, уважении и понимании.

Однако не стоит забывать, что и в крестьянской среде, несмотря на все ограничения и трудности, находилось место для истинных чувств, привязанности и преданности. Просто эти чувства проявлялись иначе, в соответствии с условиями жизни и культурными нормами того времени.

 

Дмитрий Корниенко

Изображения: Freepik

Подпишитесь на наш telegram-канал

294


Произошла ошибка :(

Уважаемый пользователь, произошла непредвиденная ошибка. Попробуйте перезагрузить страницу и повторить свои действия.

Если ошибка повторится, сообщите об этом в службу технической поддержки данного ресурса.

Спасибо!



Вы можете отправить нам сообщение об ошибке по электронной почте:

support@ergosolo.ru

Вы можете получить оперативную помощь, позвонив нам по телефону:

8 (495) 995-82-95