Три обычные московские девушки – медсестра, студентка и актриса – случайно встречаются в баре. Недавно они расстались со своими мужчинами, когда узнали, что те связаны узами брака, а их используют для развлечения. Девушки жаждут отомстить обидчикам, но в какой-то момент понимают, что таких, как они, тысячи. Поэтому трио решает помогать другим обманутым женщинам выводить на чистую воду неверных мужей и наказывать двуличных любовников.
«Любовницы» – альманах из нескольких историй с разоблачениями, полностью снятый одним режиссером. Обычно такие картины снимают несколько постановщиков – по одному на каждую историю. Получается неровно, ну да ровностей от таких фильмов и не ждут.
Автор «Синдрома Петрушки» снимала все полностью сама, и, как ни странно, неровности из-за этого оказались даже более заметными. То перед нами серьезное феминистическое кино, очень редкое для современной России, с важными и актуальными проблемами, то – отличная романтическая комедия с пронзительным юмором (особенно хороши эпизоды с Гармашем и Стояновым). При этом отдельные эпизоды, похоже, сочинялись из расчета на другого режиссера. Когда в сюжете появляется примитивный юмор, а подвыпившие главные героини начинают прилюдно испражняться на улице или героиня Александры Бортич не совсем в шутку говорит, что на квартиру она «насосала», – все это показывается тем же прямым и строгим взглядом, с которым режиссер смотрит на кары неверным мужьям. В такие моменты в воздухе повисает вопрос, что же все-таки перед нами: милая комедия на актуальные темы или натуралистическая буффонада?
Реалистичные и вместе с тем узнаваемые типажи всех героев, включая второстепенных, работают на фильм, делая его более сложным и интересным, но порой – лишь усиливают вышеупомянутый диссонанс милой комедии и трэша. Особенно запутывает, когда вроде бы положительный персонаж совершает крайне сомнительные поступки или почти ничего не делает.
Режет глаз оборванная сюжетная линия – с сотрудниками федерального телеканала. Девушку, которая спит с женатым начальником и использует это в корыстных целях, а главных героинь выслеживает для сюжета, можно было подать в качестве полноценного антагониста или хотя бы носителя альтернативного взгляда на супружеские измены. Но ни к эффектному финалу, ни даже к морали эта история не приводит, а просто оставляет чувство досадной недосказанности.
Уже из синопсиса фильма понятно, что в финале должна быть мораль – «нельзя обманывать близких и предавать себя», – но в результате неоднозначного поведения героев этот ценный посыл оказывается не таким уж явным. Зато от удачных эпизодов, коих не так уж мало, останется достаточно приятных воспоминаний и даже метких фразочек на любой случай (особенно если вам надо познакомиться с парнем дочери).
Павел Соломатин, InterMedia