Насколько трудно всё бросить и убежать навстречу новой жизни, оставляя при этом позади не только дом, карьеру, но и мужа с детьми? Новый сериал от HBO показывает, что решиться на такой шаг намного проще, чем вы думаете. Достаточно лишь написать короткое «беги» в ответ на идентичное сообщение человека, в которого ты была однажды по уши влюблена.
Руби (Мерритт Уивер), сидя в своей машине на парковке торгового центра и собираясь на очередное занятие по йоге, понимает, что дальше так продолжаться не может. Ежедневные бытовые проблемы стали невыносимыми, жизнь больше не приносит радости, серость будней попросту убивает. Нужно что-то менять, однако пока Руби не понимала, что именно и каким образом. Не понимала она до этого момента в машине, когда внезапно ей на телефон приходит сообщение от бывшего парня, в котором мерцает лаконичное: «Беги». Чем не знак свыше, решает героиня, и пишет в ответ: «Беги».
Руби и Билли (Донал Глисон) не виделись уже около 15 лет. За это время она вышла замуж, родила двоих детей и фактически стала архитектором (если бы не её панические атаки). Он же овладел ораторским искусством и превратился в известного лайф-коуча, издавшего совсем недавно новую книгу о том, как укротить свою судьбу. Теперь они оба бегут от унылой повседневности: сначала на Центральный вокзал, дальше в поезд и вперёд – покорять Америку в течение одной недели.
Промо-кампания «Беги» наводит на не совсем правильные ожидания от просмотра, акцентируя внимание на том, что это продюсерский проект Фиби Уоллер-Бридж, создательницы всеми известной «Дряни». Отчасти это действительно так: она продюсирует шоу, и даже сама снялась в небольшой эпизодической роли, но важно понимать, что «Беги» — это целиком и полностью проект Вики Джонс, много работавшей с Уоллер-Бридж и в частности над сценарием «Убивая Еву». Для тех, кто смотрел данный сериал, тон «Беги» не покажется удивительным, ибо перед нами снова безумный коктейль из драмы, комедии, триллера и мелодрамы. Хотя, конечно, работает всё это здесь не столь эффективно, как в «Убивая Еву» (третий сезон которой, кстати, выходит в Амедиатеке с сериалом Джонс в один день).
Первая остановка на пути Руби и Билли – Чикаго, туда они едут первые эпизоды на поезде, где происходит больше событий, чем обычно подобная поездка может обещать. Поначалу «Беги» напоминает странную смесь из «Нимфоманки» Триера и «Перед рассветом» Линклейтера. Герои как бы случайно (снова) знакомятся в поезде, начинают много болтать друг с другом, откровенно флиртуя, и ещё активно перемещаются по всем вагонам. Затем романтика сменяется драматической составляющей, и герои начинают искать развлечения в поезде, во многом исходя из ревности друг к другу. Отсюда возникает игра «кто кого совратит из пассажиров». Примерно такую же игру затеяла героиня Стэйси Мартин у Ларса фон Триера, но, естественно, здесь всё достаточно цивильно и, если честно, даже очень скучно.
Линклейтеровское «начало» возвращается уже в Чикаго, когда герои снова упоительно наслаждаются друг другом и красотами города, проплывая по реке словно герои Дельпи и Хоука уже в «Перед закатом». Однако нельзя сказать, что все эти тональные скачки, во-первых, обоснованы, а во-вторых, реально помогают истории. Например, прекрасную химию между Глисоном и Уивер портят неожиданные драматические страдания героев, причем, большинство из них совершенно нелепы: Руби комплексует по поводу своей фигуры, но при этом ей, кажется, вполне нормально живётся с тем фактом, что она так спокойно бросила свою (любящую и отзывчивую, между прочим) семью.
Главная проблема сериала Вики Джонс в том, что мы ничего не знаем о главных героях, поэтому не торопимся переживать за них. Да, в третьем, четвёртом и пятом эпизоде нам показывают крошечные флэшбеки из прошлого, но к раскрытию персонажей это вряд ли имеет какое-то отношение. Должны ли мы поверить в универсальную причину «потому что это любовь», чтобы объяснить себе большинство действий главных героев? Если да, то это пример очень слабой сценарной работы.
Но допустим всё это часть концепции сериала: оставим прошлое в прошлом, давайте наблюдать за тем, как всё это развивается. Но и здесь у сериала, кроме плюсов, немало своих недостатков. Руби и Билли постоянно что-то скрывают друг от друга, сомневаются, подозревают, то есть, как уже было сказано выше, на все по-настоящему романтичные эпизоды со всей прилагающейся химией актёров противодействием выступает персональные драмы. Что-то получается разрядить хорошими шутками, но и здесь Джонс перекрывает сама себе воздух, внезапно переключаясь на триллер с напряжённой музыкой, погоней за мешком денег и нелепым злодеем, вылезшим словно из индийского фильма.
У «Беги» много потенциала похоронено на стадии завязки: сериал предлагает интересную ситуацию, но при этом не особо заботится о персонажах, которые в этой самой ситуации оказались. Актёры стараются как могут, но от пустых диалогов и утомляющих со временем отношений по типу «правда или действие» не спасают даже таланты Глисона и Уивер. Вики Джонс не следовало пытаться снять свой собственный аналог «Убивая Еву», повторяя те же тональные шаги, но с совершенно другим раскладом шахматной доски. Её проект всё-таки не про кошки-мышки двух главных героев, но про стремительно развивающееся чувство, чей процесс прекрасно подчёркивается постоянным движением Руби и Билли. И пока на их пути меняются поезда, виды за окном и города, «Беги» можно назвать прекрасным способом для любого зрителя, вынужденного большую часть этой весны сидеть дома, «сбежать» хоть куда-то.
Вадим Богданов