Вена, 1886 год. Молодой доктор Зигмунд Фрейд работает под началом известного психиатра-авторитета Теодора Мейнерта, но разрабатывает свои идеи, крайне далекие от общепринятых в те годы. В это же время в городе орудует загадочный маньяк – его жертвами становятся как представители самого дна общества, так и аристократов. За расследование берется инспектор Альфред Кисс. Одновременно с этим знатная венгерская семья, проживающая в Австрии на условиях беженцев, устраивает в своем поместье крайне необычные (а порой и откровенно скандальные) званые вечера – со странными оргиями и оккультными представлениями. Ключевой элемент их представлений – ясновидящая Флер, которая знает, где произойдет следующее убийство. Вскоре трое главных героев встретятся, чтобы вместе распутывать клубок интриг и внутренних противоречий.
«Фрейд» – неторопливый сериал, рассказывающий альтернативную историю; после просмотра блокбастеров и других крайне динамичных сериалов с Netflix к его размеренному шагу еще надо привыкнуть. Многие сравнивают его с британским «Шерлоком», но это не совсем верно. Во-первых, темп повествования в «Шерлоке» был в разы стремительнее (видимо, сказывалась необходимость включить большое число событий в три эпизода каждого сезона, тогда как в первом сезоне «Фрейда» уже восемь часовых серий). Во-вторых, авторы смогли сделать современный детектив с современным главным героем, не перенося действие в наше время, отдав всю необходимую дань эпохе.
Говоря об эпохе, стоит отметить, что перед просмотром сериала надо знать некоторые культурные особенности. Австрия, 1886 год – чуть более тридцати лет прошло после венгерской революции, подавленной австрийцами. Венгрия не просто входит в состав Австрийской империи – после попытки восстания там царит жестокая военная диктатура. В то же время меньше десяти лет остается до знаменитого дела Дрейфуса – евреев в Австрии не любят так же сильно, как и во Франции. Куда более важно то, что царивший образ мыслей и свод правил поведения (назовем ее для простоты викторианской моралью, хотя действие ни разу не переместится в Великобританию) оказывает на людей чудовищное давление. Строгий кодекс поведения, постоянные ограничения, включая сексуальные, масса запретов, нетерпимость к малейшим нарушениям, необходимость очень жестко сдерживать внутреннего зверя (и даже не говорить другим о его существовании, ибо это аморально). Меньше чем через тридцать лет этот психологический прессинг приведет к нарушению всех человеческих норм в виде одного из самых жестоких событий истории – Первой Мировой войны. Все эти вещи надо знать, чтобы четко ощущать созданную атмосферу сериала с его жестокими убийствами, еще более жестокой медициной и ощущением какого-то грядущего катаклизма. Традиции и нуара, и немецкого экспрессионизма сочетаются здесь с современными приемами
При этом официальный синопсис создает о «Фрейде», пожалуй, не самое верное впечатление. Можно подумать, будто сериал будет о психиатре, который как-то консультирует следствие для поиска маньяка (первое сравнение, которое приходит на ум – популярный в свое время «Менталист» Бруно Хеллера). Фрейд в сериале, конечно, серьезно помогает расследованию. Но куда более важно то, что он показан зрителю не тем опытным старцем с суровым взглядом, сигарой и рукой, упертой в бок (как на знаменитом снимке), а начинающим специалистом, который только собирает свою теорию из разрозненных наблюдений за людьми. Он помогает следствию или же следствие помогает ему в понимании людей – это еще большой вопрос. Авторы сериала смогли не просто показать лихо закрученный детектив, в котором зрителю придется долго гадать вместе с героями, но и зарождение самого психоанализа, обучение тому, как слушать и понимать других людей, как помогать им преодолевать свои проблемы. В нем сцены излечения комплексов, страхов и обид вызывают катарсис ничуть не менее (а, возможно, даже более) сильный, чем поиск загадочного преступника и распутывание политических интриг.
Небольшие кинокомпании из Австрии и Германии, чьи фильмы иногда попадали на международные кинофестивали, но почти никогда – в мировой широкий прокат, по заказу Netflix совместно сделали сериал, который вполне достоин оказаться на мировом уровне, в отличие от других, менее удачных проектов видеосервиса. Авторы проработали свой мир до мелочей – понимаешь это, когда смотришь на увлечение главного героя кокаином, который еще не был признан наркотиком, или на его пальцы, постоянно вымазанные чернилами из-за письма перьевой ручкой. Проработанными оказались и второстепенные герои. В особенности друг Фрейда, поэт Артур Шницлер (реальная личность), и напарник инспектора Кисса Пошахер. Они способны моментально перетянуть все внимание зрителя на себя. Ну а главные злодеи здесь и вовсе претендуют на то, чтобы одновременно называться лучшей экранной парой сериала. Авторы «Фрейда» выучили уроки менее успешных сериалов и сделали все, за что зрители так любят Netflix.
Павел Соломатин