Любая подборка лучших фильмов десятилетия субъективна, но не отменяет своей объективности в плане международных наград, хвальбы критиков и высоких кассовых сборов.
Постараюсь лишь воспользоваться правилом «один фильм – один режиссёр», потому что иначе бы Тарантино мелькал как минимум трижды.
С него, пожалуй, мы и начнём.
«Однажды в Голливуде» Квентина Тарантино. Участник Каннского Кинофестиваля, номинант на кучу Оскаров и просто лучший фильм Квентина Тарантино и будем надеяться, что еще остались силушки и следующий уже последний, как он сам говорит фильм, будет еще лучше.
Мой любимый фильм Тарантино – Омерзительная «Восьмерка» снят в этом же десятилетии, но именно этот фильм достоин того, чтобы считаться лучшим, потому что кажется, что Тарантино снял именно так, как он давно хотел. Он и раньше любил цитировать самые разные фильмы, но именно этот кажется самым синефильским и неспешным в своем повествовании. Смакуя каждый кадр, Тарантино погружает себя и нас в ту реальность, из которой не хочется выходить.
Лауреат Золотого Льва в Венеции и Оскар за лучшую мужскую роль - «Джокер» Тодда Филлипса.
Наверное, главный фильм этого десятилетия и будем лишь надеяться, что не всего 21-ого века.
Многое уже было сказано про этот фильм, возможно, даже больше чем нужно, но это не отменяет того, что это очень сильный фильм, который рассказывает о человеке на грани. Это не просто комикс - это психологический триллер с социальным подтекстом. Фильм идеальное отражение того, что происходило в Минске. Джокер, если отбросить или не признавать художественные особенности, кажется жутким в плане своей актуальности. Именно поэтому я считаю, что этот фильм очень важен даже не с точки зрения художественности, а скорее значимости. Особенно в этом десятилетии.
Это вечная тема, которая будет существовать всегда, пока существует государство и гражданин. То, что происходило в Минске и сравнение своих же граждан с "овцами", Вам ничего не напоминает?
Отечественный фильм «Грех» Андрея Кончаловского.
Возможно, лучший русский фильм. Именно "русский", а не "советский", чтобы не было путаницы...
Про него я отдельно писал в своей статье на дзене, размышляя над тем, а можно ли считать фильм, снятый в Италии, на итальянском языке, с итальянскими актерами и по большей части на итальянские деньги - русским. В конце этой заметки будет ссылка на статью в дзене.
В любом случае эта дилемма не отменяет достоинств и глубины этого фильма, который очень важен для нашего времени и жизни в принципе.
Фильм «Любой Ценой». Вестерн.
Номинант на Оскар за лучший фильм. Современный вестерн, который разворачивается в наши дни! И это уникальная картина выходит за рамки своего жанра, становясь остросоциальным и злободневным. Вестерн, где вместо поездов и дилижансов - современные банки.
Только тут уже сложно будет ответить на вопрос: кто же здесь реальный грабитель?
«По соображениям совести» Мэла Гибсона. Нужно ли ещё что-то добавлять?
Основанный на реальных событиях. Почему именно он, а не, скажем, «1917» или «Дюнкерк»? Вероятно, потому что в своём простом посыле, он кажется самым проникновенным.
Все мы понимаем, что война - бессмысленный выброс жизни на ветер, но мало этого понимания. Намного важнее осознание ценности жизни человека, через отказ от убийства во время военных действий, хотя это осознание и будет встречено очень опально со стороны того, кто отдаёт приказы.
Ну а ещё это здоровское возвращение одного из лучших режиссёров - Мэла Гибсона, - в режиссёрское кресло.
Сокровенное и святое «Молчание» - Мартина Скорсезе.
Конечно, сложно выбирать между "Ирландцем" или этим фильмом, но кажется, что "Молчание" - это какой-то крик, полет веры, нечто большее, чем просто фильм, снятый религиозным католиком. Помимо этого я всегда удивляюсь тому, насколько Скорсезе разноплановый. Сложно поверить в то, что "Волк с Уолл Стрит" и "Молчание" снял один и тот же режиссёр...
Также стоит отметить наличие двух актёров, которых можно считать прорывом этого десятилетия в актёрском плане: Эндрю Гарфилд и Адам Драйвер.
Лучший байопик в кинематографе – «Пазолини» Абелля Ферарра.
На примере одного Художника в киноленте говорится о сущности созидания в принципе. Гениальный фильм о гениальном режиссере, где одну из лучших своих ролей сыграл Уиллем Дэфо, который один в один похож на Пазолини, как оказалось...
«Бёрдман» Алехандро Гонсалеса Иньяритту.
Фильм мексиканского режиссера, у которого просто нет плохих фильмов, хотя на его счету уже 6 картин.
Снятый будто одним планом, "Бердмэн" берет тебя с первой секунды фильма и не отпускает до самой концовки, которая заставит воспарить вместе с главным героем.
А уж фраза «им не нужен философский арт-хаус! Дай зрителю то, чего они хотят: крутое постапокалиптическое порно» - просто вершина иронии, от которой и смешно и грустно…
Стоит в принципе отметить явление таких режиссёров, как Паоло Соррентино («Великая Красота», «Молодость») и Кристофера Нолана («Начало», «Интерстеллар»). Каждый их фильм – это событие, которое ты ждёшь с нетерпением. Это те самые фильмы, после которых люди выходили другими из кинотеатров.
Поверьте, я видел.
Множество фильмов ещё можно отметить, на которых я не останавливался подробнее, но, тем не менее заслуживают упоминания: "Квадрат" Эстлунда (2017); "Артист" Хазанавичуса (2011); "Король Говорит!" Хупера (2010); "Ирландец" Скорсезе (2019); "Лунный Свет" Дженкинса (2016); "Баллада Бастера Скраггса" братьев Коэн (2018); "Дом, который построил Джек" и "Нимфоманка" Ларса Фон Триера (2018, 2013); "Гравитация" Куарона (2013); "1917" Сэма Мендоса (2019); "Три Биллборда" МакДонаха (2017); "Великая Красота" Соррентино (2013); "Ван Гог. С Любовью Винсент" и, пожалуй, "Патерсон" Джармуша.
P.S. Ссылка на статью-размышление про фильм Кончаловского
Сергей Брыляков