Публикуем разговор с прекрасным актёром Максимом Авериным. Разговор о любви, преданности и путешествии по Грузии.
Данила Трофимов, редактор 1001.ru
Анонсы обещали, что «Все начинается с любви» - это моноспектакль Максима Аверина. Но оказалось, это даже не спектакль, а сугубо личное обращение Максима к зрителям. Он и сам его так называет: «спектакль-откровение». В нем собраны важные для него песни, стихи, монологи, а в одном из них есть цитата: «Жизнь - это не кино. В ней невозможно сделать еще один дубль. Жить нужно, не оставляя черновиков – писать надо начисто, набело. Прошлое… ну что в нем копаться? Было и было. Прошло. Будущее? Но мы же с вами знаем, как оно призрачно. Жизнь – она здесь и сейчас. Будьте счастливы сегодня». С этого отрывка мы и начинаем наш разговор.
- Максим, судя по тому, что вы и шоумен, и в спектаклях играете, и в сериалах снимаетесь, и даже эссе для журналов успеваете писать, «Все начинается с любви» - это ваш девиз. Ведь проделывать столько работы себе не в радость просто невозможно.
- Вы правы. Если мне что-то неинтересно, я не буду это делать просто.
- А как же ответственность?
- Нет, ну бывает, я ошибаюсь, конечно. Например, соглашаюсь сняться в каком-то фильме, думаю: ой, как интересно, ой, здорово! А потом в процессе понимаю: ну нет ничего. Конечно, я подводить людей не буду, но в таком проекте надолго и не задержусь. Это и для людей лучше, к слову. Потому что можно полгода играть – и роль так и не сделать. Зачем я там, где меня, как говорится, не надо? Ради чего? Так нечестно.
- Судя по вашей занятости, проекты вы выбираете верно. Но при таких нагрузках усталость иногда может превалировать над любовью. Откуда тогда черпать оптимизм?
- Я вам банальность скажу: все очень просто. Надо любить жизнь. Да, это банальность, но она работает! Иногда любить жизнь трудно, да, но это тоже работа. Тяжелая такая работа. Работа над собой. А как мы хотели? Почему мы думаем, что еще можем жизнь, такую вот коротенькую, как говорил Тарковский, малютку-жизнь тратить на плохое настроение, нытье, непорядочных людей, неинтересные проекты? Наверное, это возраст, потому что мне именно с годами стало жалко это время. Я понял: ну буду я в плохом настроении – что-то изменится? Так что всегда все зависит от жизнелюбия - от способности любить, от желания жить и преодолевать. Это труд. Но так, согласитесь, интереснее.
- Вы и в спектакле говорите, что надо делиться только любовью. Но это же не всегда реально. Например, вы – успешный артист, вам наверняка многие завидуют. Как на такое любовью отвечать?
- А можно же не обращать внимание! Я вам объясню: во-первых, если человек завидует, значит, он глупый, чего еще из-за него злиться-переживать? Зависть - большая глупость сама по себе, вы же не знаете, что человек прошел и сделал для этого успеха. А еще в какой-то степени надо жалеть людей. Мне кажется, им жить больно. Это ведь не просто вот так встать и сказать гадким голосом (имитирует): «Вот я завидую тебе!» - это колоссальная внутренняя работа происходит с человеком, раз он так себя загоняет. Так что надо прощать, а не злиться.
- Хорошо, тогда насчет преодоления. Вы волнуетесь перед выходом на сцену?
- Да вчера играли в Тбилиси первый спектакль – и уже утром нерв был. Все прошло, надеюсь, хорошо. Но сегодня новый день – и новые зрители, и еще больше нервов, потому что вчера справился, а уже снова в бой. Я перед выходом на сцену не уверен никогда. В театре и нельзя быть уверенным, что все пройдет замечательно. В этом его искусство. Вот кино отсняли – и оно навсегда таким, как его записали, останется. А в театре нет такого. Как я в своем спектакле говорю: «Все здесь и сейчас». В этом магия театра, и она волнительна. А уж здесь, в Тбилиси я выступаю на сцене театра Руставели – и это для меня вообще как экзамен сдавать. Я театр Шота Руставели люблю уже больше двадцати лет.
- Я знаю, в этот приезд вы присутствовали на репетициях Роберта Стуруа.
- Да, я восхищен мастером. Тем, как он видит наше время, как он его чувствует – как доктор, знаете. Это называется провокация. Благодаря съемкам в медицинском сериале я точно знаю (смеется): врачи иногда делают провокацию, чтобы вытащить, вылечить болезнь – и вот Стуруа это делает. Стуруа провоцирует – и в его спектаклях мы видим, чем «болеет» наше общество. Он четко понимает это время.
- А представьте, он бы вам предложил роль. О каком образе бы вы мечтали?
- Если бы Мастер вообще предложил мне что-либо! (смеется) Я не знаю, я не могу так сказать. Я принимаю то, что дается. У меня нет амбиций там: мечтаю сыграть Гамлета, нет такого. Да и понимаете, в моем случае как происходит – когда сам что-то лоббирую, не получается. А вот не планирую – и достается яркая роль. Вот спектакль «Все начинается в любви» - мы его уже в стольких городах показали. Для меня его создание не было идеей фикс. Просто я пришел к моменту, когда мне есть, что сказать людям, чем поделиться.
- Вы этот спектакль называете «откровение». Меж тем, вот вы не женаты, и о личной жизни не откровенничаете совсем. А людям тем интереснее – не зря же в интервью у вас так часто эту тему пытаются вызнать. Не раздражает?
- Нет. Видите, в чем дело: если человек залезает в мою личную жизнь, я на него так смотрю: ну что он думает? Я же не на исповеди! Естественно, я не расскажу в подробностях, потому что это не его дело! (смеется) А если серьезно, это же моя территория. Почему-то иногда журналисты думают, что мы, артисты, находимся у них на исповеди и должны все обязательно рассказать. Но если я человека первый раз вижу? Мы не так близки, чтобы я начал: я вам сейчас все расскажу, вот все расскажу, Боже, что у меня в жизни было… (вздыхает и улыбается) Это неправильно. Личное является очень дорогим для меня. А то, что дорого, нельзя разбазаривать.
Вот как сделал Пол Маккартни? Он сказал: «Все, что хочу вам сказать – в моих песнях. Если мне захочется еще что-то сказать, я напишу еще одну песню». С моноспектаклем то же самое – вот оно, мое личное. Вот почему я занимаюсь этой профессией, ее люблю, вот почему я в ней счастлив.
- Не было желания уйти ни разу?
- Всякое было. Но такого, чтобы возникло желание предать профессию – нет, не было.
- Предать?
- Да, этот глагол, потому что я актерство обожаю. Я в нем счастлив. Я бы не смог без него. Были моменты отчаяния, но я не сдавался. У меня мысли не было сойти с дистанции. Я думал, что любой артист проходит такой этап. Да, кто-то сразу попадает в работу, к режиссеру-мастеру, становится интересен… Кто-то. Но не все. Многим приходится ждать.
- Вы бы молодым артистам посоветовали именно научиться ждать?
- Боже упаси что-нибудь советовать!
- А если просят?
- Ну я могу рассказать что-то, поделиться опытом… А совет – ну смотрите, я сейчас скажу, а человек воспримет мои слова как панацею. А это неправильно, потому что у каждого свой путь, и надо его увидеть, не упустить свой случай, быть к нему готовым – вот, наверное, мой единственный универсальный совет. Я стараюсь поступать по жизни так, как хотел бы, чтобы поступали со мной. А у меня какой насчет советов принцип: я выслушаю ваше мнение, но поступать-то мне. И мне выносить вердикт, потому что мне отвечать за это, не вам. Если совет интересен, я прислушаюсь, но решение – оно только за мной. Такова моя психология.
- Кстати, как в психологии делают: называют слово – и спрашивают моментальную ассоциацию. Вот ваша ассоциация с Грузией?
- Гранат. Гранат в моем представлении – один из тех плодов, которые собрали в себе много зерен, и каждое – сочное. И здесь, в Грузии для меня объединено все – и кровь, и сила, и мощь, и красота.
- В этом году в Грузию приезжает рекордное число российских туристов. А вы же путешественник со стажем, поделитесь с ними опытом - расскажите, как вам здесь?
- Вообще, если есть возможность, я люблю приехать до спектакля заранее, посмотреть город, страну. Уже был в Мцхете и Кахетии, конечно, погулял по Тбилиси. И вы знаете, я не могу сказать, что мне понравилось больше. Для меня такие выражения из категории: «Кого ты любишь больше – маму или папу?» А в Грузии это вообще бессмысленно. Я тут всюду вижу красоту, то, что меня возрождает, дает мне силу, энергию – и могу просто восхищаться, сказать, что на меня произвело впечатление.
Вот меня потряс ансамбль Сухишвили. Их выступление – сплошной восторг. Можно ли сравнивать красоту монастырей Мцхеты и танец Сухишвили? Тут просто радуешься, что тебе это дано было увидеть. А еда? У грузин же не кухня, а гастрономическое сумасшествие!
- Между прочим, все ваши друзья восхищаются вашим умением готовить. Многие звезды, бывая в Грузии, посещают кулинарные мастер-классы. Вы с вашей любовью к кухне на них не ходили?
- Да я и умел готовить грузинские блюда (смеется). Могу приготовить сациви, лобио… Да я и не из тех людей, которые ходят на мастер-классы. У меня здесь такой график, не успел даже посетить тех, у кого обещал быть, к сожалению. И вообще, мне тут так хорошо, что и не надо кулинарных семинаров (улыбается).
- После спектаклей ваше путешествие по Грузии продолжится?
- Да, я еду в Батуми. Для меня просто важно море. Оно для меня – энергетическая точка, я могу часами на него смотреть. Люблю одиночество и море. И вообще путешествия. Это лучший отдых – и в любом проявлении дорога мне интересна.
Данара Курманова