Режиссер: Питер Стриклэнд. В ролях: Марианн Жан-Батист, Хейли Сквайрс, Лео Билл, Фатма Мохамед, Гвендолин Кристи. Премьера фильма состоялась на ММКФ 20 апреля 2019 года в рамках программы «8 1/2 фильмов». В широкий прокат картина выходит в России 15 августа 2019 года.
Маленькое красное платье стоит в витрине. Оно невероятно красивое и идеально подходит каждой, кто его примеряет, оно способно сделать своего носителя самым желанным человеком. Но у платья есть своя цена, и не каждый сможет ее заплатить.
«Маленькое красное платье» можно назвать серией очень странных новелл, объединенных предметом гардероба, который переходит от одного носителя к другому, неизменно оставляя свои следы. Вот Шила – взрослая разведенная женщина, она живет с великовозрастным сыном, чье главное увлечение – изобразительное искусство с обязательным изображением половых органов. Вот Реджи – нерешительный специалист по ремонту стиральных машин, который наконец-то решается жениться на Бабс, с которой встречался лет 15.
Охарактеризовать этот фильм от британского режиссера, уже имеющего в своем запасе одного «Золотого медведя», довольно сложно. Возможно, это драма об обществе потребления, которое традиционно изображается как жестокое и беспощадное? Или это мистический фильм ужасов о таинственном элитном бутике со зловещими продавщицами и платьем, которое преследует и убивает своих владельцев? Или это едкая комедия про детей, которые уже давно выросли, но продолжают в нерешительности сидеть на шее у родителей? Или это сюрреалистическая лента про безумные сны, взаимодействующая со зрителем на языке символов и знаков? Похоже, что «Маленькое красное платье» – это один из тех прекрасных во всех отношениях фильмов, который иначе чем «кино не для всех» не назовешь.
Визуальный ряд картины выстроен идеально. Яркий бутик. Продавщицы с алыми ногтями и губами, одетые в черные готические платья, говорят загадками и чувственно намывают манекены. Гипнотическая реклама на ТВ, словно прямиком из 70-х, зазывает посетителей на распродажу. Красное платье развевается на ветру... Забывается такой видеоряд не быстрее, чем «Отель "Гранд Будапешт"».
При этом разбирать знаки и символы, присутствующие в фильме, не самом деле нет никакого смысла. В «Маленьком красном платье» можно найти множество отсылок – от оскароносной «Призрачной нити» до булгаковских «Мастера и Маргариты». Но всерьез разбирать их не надо – фильм вообще не об этом. Это в «Мы» Джордана Пила интересно копаться в секретах, раскрывая загадки и мифологию. «Маленькое красное платье» же – это живая эмоция, заключенная на экране, в которой четко выстроенная мифология не так важна. Вся история здесь вызывает больше вопросов, чем дает ответов – почему платье убивает своих хозяев? они ли управляет бутиком или же зловеще-прекрасные продавцы управляют платьем?
В конечном счете все это и не важно. Надо просто-напросто отказаться от каких-либо теорий и честно признаться себе, что разобраться в ходе этой истории невозможно. «Маленькое красное платье» – это тот случай, когда искусствовед Сьюзен Зонтаг чрезвычайно права – любая интерпретация лишь убивает оригинальное произведение. Сказать, что это драма об обществе потребления, хоррор или комедия – все это будет одинаково неверно. Все эти определения даже в мельчайшей степени не показывают то, чем фильм является на самом деле.
В известном смысле «Маленькое красное платье» – это экранизация детского анекдота-страшилки «В черном-черном городе в черном-черном доме на черном-черном столе лежала розовая сосиска». С той лишь разницей, что в роли сосиски здесь – маленькое красное платье.
Павел Соломатин