Мандата
Янка с матерью разучивали стихотворение к школьному праздни-ку. Времени оставалось всего ничего, а стихотворение трудное про непонятный мандат какой-то. Янка никогда до этого на сцене не выступала и страшно волновалась. Да еще мать добавляла волне-ний, стараясь наравне с дочерью.
Как-никак дебют, торжественно объясняла она Янке. И стихотворение нужно донести до зрителей. Выражение употребляй, она вставала в гордую позу с поднятой вверх рукой и командовала: С выражением начинай!
Янка, вся красная от напряжения, старательно копировала ее позу и настолько увлекалась этим копированием, что слова забыва-ла, и ей приходилось заглядывать в раскрытый учебник на полу. Она с поднятой вверх рукой наклонялась к нему и старалась с вы-ражением прочитать строчки. Мать нервничала, подсказывала слова, поправляла ее позу, но Янка, неизвестно почему, сопротивлялась, и они несколько раз с грохотом валились на пол.
Слова учи, распорядилась наконец мать. На сцене учебни-ка не будет.
И через некоторое время репетиция продолжалась с тем же гро-хотом и с еще более сильным выражением.
Соседи, несколько раз попав на репетицию, заходить перестали, опасаясь очередной Только баба Шура, соседка сверху, все доби-валась, чтобы ей объяснили, чего это Янка на весь белый свет ма-том ругается, даже у нее в квартире слышно. И куда только роди-тели и школа смотрят! Ей несколько раз повторяли:
Баба Шура, не мат это. Стихотворение это. Мандат это до-кумент такой.
Раньше это место документом не называли, не сдавалась она. Вишь что удумали! Документ!
Так вот и посеяла в душе Янки сомнение: документ это или мат? Раз в школе учат, наверное, не мат. Но в глубине она была увере-на: мат! В голове вертелась неотвязная мысль об этом «не мате», который все равно мат. И мать говорит, что с выражением надо, однако отцу строго-настрого запретила выражаться при людях. И слова, при всем ее старании, ну просто никак не хотели запоми-наться, она даже похудела. И баба Шура качала головой:
Что с девкой делают? Без сил уж девка совсем.
Перед выступлением Янка совсем извелась: вдруг и правда уже без сил? Вон и преподаватели кучкой стоят, тоже волнуются. Но ничего она выдержит! И подводить никого не собирается ни класс, ни преподавателей! Она сосредоточилась, чтобы собрать остатки сил и прочесть с этим как его выражением. Шагнув на сцену, Янка зажмурилась и рявкнула в зал:
Я волком бы выгрыз бюрократизм!
Зал волной испуганно откачнулся назад, Янка смутилась: остат-ков сил оказалось явно многовато. Но сосредоточенность оказалось не так просто выключить:
К мандате почтения нету!
Зал замер. Преподаватели, охнув, подвинулись к сцене, кто-то нервно хихикнул.
К любым чертям с матерями катись! Любая мандата, не эта! Звук достиг мощности неслабенького громкоговорителя.
Зал хохотал с визгом и стоном, кто-то упал на колени и, рыдая от смеха, бил поклоны перед сценой. Преподаватели пытались ута-щить Янку за кулисы, но она, отбиваясь, дочитала стихотворение до конца!
Так держать! вопил зал, и вслед упирающейся Янке неслись децибелы аплодисментов.
Продолжение следует