Мохнатый шмель на душистый хмель, цапля серая в камыши, а Никита Михалков — на любимого конька-горбунка, с шашкой наголо за рубку лозы: всех победить и воцариться — похорошевшим в боях, вечно молодым и кругом правым.
Про все это мы уже писали, и меня лично уже тошнит от слова «легитимность». Вообще я давно отказалась от борьбы с Михалковым как от занятия бессмысленного, хотя и беспощадного. Поскольку Паратов непотопляем и «все равно он будет прав, а мы не правы», как пелось в старом капустнике. Но тут (18 февраля) случился пленум правления СК РФ. Не знаю, как остальные сорок девять человек, а я чувствовала себя странно. Вроде по закону, от имени которого выступают Михалков, придворный адвокат Павел Астахов и ряд мудрецов, пишущих свои загадочные протоколы, — ничего этого не существует: ни теперешнего Союза, ни его председателя, ни правления, ни, соответственно, пленума с его повесткой дня. А в то же время — семь часов кряду достойные и серьезные люди, по горло занятые, между прочим, своей режиссерской, преподавательской и прочей работой, сидят и решают всякие вопросы. Зная, что их решения, скорей всего, будут признаны нелегитимными. В смысле — так, игрой воображения. И чувство причастности к безнадежному делу заставляет высказаться. Ибо ни одно общее дело не сплачивает так, как безнадежное.
В марте Никита Михалков проводит так называемый Всеобщий съезд Союза кинематографистов в Гостином Дворе. Масштаб мероприятия, понятно, грандиозный: Кремль, Путин, пять тысяч человек. Главные федеральные телеканалы, пиар, какой нам и не снился. А мы обсуждаем — идти туда или бойкотировать. Эта тема стала на пленуме главной буквально сама по себе, как Татьяна у Пушкина помимо воли автора вышла замуж.
Юлий Гусман: «Все это напоминает историю с Временным правительством, когда интеллигентные люди, избранные самым законным образом, были растерзаны взводом солдат и оравой пьяных матросов».
Юрий Богомолов: «Это будет шабаш, митинг, где разговор ведется на языке заклинаний и лозунгов».
Рустам Ибрагимбеков: «У этого спектакля есть один-единственный зритель, который только и интересует Михалкова, — Путин».
А проще и точнее всех — не скажу кто, а то по судам затаскают за оскорбление достоинства: «Абсурдно вступать в полемику с наперсточниками».
В лилипутах, как назвал всех нас на VII съезде Михалков, проснулось самоуважение. Гулливеру объявлена война, и она требует не только стратегии, но и тактики.
Довод «за» участие в съезде принадлежит Дмитрию Месхиеву, возглавляющему СК Питера, и как бы перевешивает все остальные: бойкот Всеобщего съезда, то есть избрания на новый срок Никиты Михалкова огромным большинством пусть сфальсифицированных голосов, означает для нас дальнейшие и бесконечные суды, а где деньги?
Аргумент сильный, хотя суды нам обеспечены во всех случаях. Но — не перевелись еще на Руси широкие натуры. Вот и на пленуме — встал некий человек, драматург по профессии, и сказал: «Я, ребята,
Грамотный ходатай нам еще сильно пригодится. Для начала — чтобы ввести в новый секретариат Союза молодежь, которая до сих пор не может вообще вступить в СК, потому что печать находится у Михалкова. И он ее никому не дает даже подержать: «Мои полномочия закончились, но не прекратились». Что диалектически необъяснимо.
Средний возраст избранного секретариата — 65 лет. Тридцатилетние, те, кто сегодня, собственно, осуществляет кинопроцесс, — неформалы. Они хотят в Союз, Союз хочет их. Но Никита Сергеевич — на страже геронтологических традиций: «Рвутся порулить!» Да и на здоровье, скажу я. Слава богу, что у здоровых, талантливых и свежих хватает чувства ответственности, чтобы не отказываться рулить такой побитой машиной, как наш Союз. Только те, кто за рулем, понимают всю необходимость ремонта. Если, конечно, не хотят продать колымагу на запчасти и заменить механизмом, «близким по задачам», с золотыми орлиными крыльями…
Но лично меня сейчас волнует не только вопрос, зачем и какой Союз нам, в том числе и молодежи, нужен. Не только и даже не столько. Самым волнующим и драматичным кажется мне именно сюжет человеческого достоинства, гордости участников безнадежного дела. Поскольку в иных случаях эта ерунда становится материальной силой, и безнадежные дела оборачиваются успехом, также необъяснимым с точки зрения диалектики.
Алла Боссарт