Центр организации дорожного движения Москвы официально открыл летний сезон — на маршруты в центре города вышли велопатрули.
Это сигнал: обилие хаотично движущихся по тротуарам и пешеходным зонам колесных средств стало проблемой. Хроника происшествий подтверждает — редкая неделя проходит без сообщений об авариях, причем самыми опасными средствами оказались электросамокаты. Почему долгожданная замена личным автомобилям стала не радостью, а коллективным «аллергеном» для Москвы, разбирался «МК».
— Много лет работаю в центре Москвы и хожу в контору пешком, — рассказывает IT-разработчик Игорь Якимов. — Должен сказать, что с каждым годом ситуация на тротуарах хуже и хуже. В этом году, как только установилась теплая погода, самокатчики, да и велосипедисты тоже, просто одолели: спокойно идти просто невозможно, они проносятся мимо на большой скорости, сигналят, пытаются резко маневрировать. Если так пойдет и дальше, придется ходить по тротуарам в велошлеме.
Это — «культурный» аспект повсеместного внедрения средств индивидуальной мобильности (к ним, в широком смысле, Минтранс недавно предложил относить новые колесные «гаджеты» — электросамокаты, гироскутеры, моноколеса и другие). А есть и более серьезный, связанный с пожароопасностью: каждый сезон в Москве в новости попадает несколько случаев самовозгорания и даже взрыва СИМ. Наиболее свежий случай в Москве получил известность 15 мая: самокат сначала задымился, а потом и загорелся прямо на улице. Здесь обошлось без пострадавших и значительных разрушений, но бывает и по-другому: в 2019 году самокат взорвался при зарядке в жилом доме, в результате чего выгорела целая комната. Впрочем, меряться потенциальной опасностью тут бессмысленно: результатом неграмотного вождения самокатов и прочих СИМ на тротуарах могут быть — и такое, увы, уже случалось — тяжкие травмы вплоть до смертельных случаев.
— С технической точки зрения взрывы и пожары — почти неизбежная штука на электросамокатах: аккумулятор у них расположен низко, подвержен мелким повреждениям, и при больших зарядных токах и неблагоприятном стечении обстоятельств возможно самовозгорание, — пояснил «МК» Дмитрий, мастер по ремонту устройств этого класса. — Фирменные устройства отличаются только тем, что у них лучше схемотехническая защита, ну и корпус батареи может быть попрочнее, но пробить при неаккуратной езде можно любой прибор.
Мастер также рассказал «МК», что выполняет на заказ операцию разблокировки электросамокатов: программным образом снимается электронный «ошейник», ограничивающий максимальную скорость, и самокат после этого может развивать до 60 и даже более километров в час, в зависимости от актуальной мощности двигателя. Стоит такой тюнинг от 10 тысяч рублей в зависимости от модели (а мощные электросамокаты сами по себе стоят подчас дороже 100 тысяч!).
Проблем добавляют и велосипеды, хотя этот транспорт считается, по сравнению с СИМ, классическим. Так, в мае шли сообщения о поисках 19-летнего велосипедиста: он решил проехать из Измайлова в Мытищи через Лосиный Остров, но в чаще леса (да к тому же вечером и в топком месте) у него случилась паническая атака. Спасатели — а это случилось в воскресенье, 16 мая, — незадачливого велотуриста, конечно, нашли. А вот тысячи велосипедистов, которые едут по тротуарам довольно быстро, разгоняя поток пешеходов, никто пока не ищет. Потому что непонятно, кому искать и как именно наказывать.
За место верховного арбитра «малого транспорта» — то есть трафика велосипедов и СИМ — борются сразу три инстанции. Во-первых, ЦОДД (мы говорим, конечно, о Москве): велопатрульных всего четверо, но это все равно хорошая заявка на то, что «мы были здесь первыми». У патрульных (которые вне сезона работают на обычных пикапах «Дорожного патруля») есть хорошая аптечка, огнетушитель (а вдруг загорится как раз-таки самокат?) и, конечно, камера фиксации нарушений. Во-вторых, ГИБДД: недавно от структур этого ведомства прозвучало предложение приравнять к мопедам весь малый электротранспорт независимо от мощности. А это значит в первую очередь, что за нарушения ПДД (и в первую очередь — за езду в пьяном виде) можно будет лишиться не только «мопедных», но и обычных водительских прав: они даются и отнимаются «в комплекте».
Наконец, регулировать эту отрасль хотят и законодатели. Например, глава Комитета Совета Федерации по социальной политике, депутат Мосгордумы Инна Святенко выступила за введение скоростных лимитов для электросамокатов при движении по тротуарам. «Пилотным» регионом тут выступил Санкт-Петербург, где самокаты теперь обязаны двигаться не быстрее 15 км/ч, а бросать их, приковав на цепочку, около метро, перекрывая тротуары, запрещено.
Пока же велокультура, которая лет 7–8 назад казалась для Москвы магистральной темой развития, кажется, «поставлена на паузу». Многие запроектированные и физически построенные велодорожки в городе до сих пор пребывают в «недовведенном в строй» состоянии и (как велодорожка на Лесной улице, под боком у того же ЦОДД) становятся предметом для конфликтов между горожанами, транспортниками и велосообществом. Велосипедные фестивали, незадолго до начала пандемии перешедшие в ведение города, пока не проводятся по эпидпоказаниям — так, недавно стало известно о переносе запланированного на 23 мая парада.
А обществу, пока власть имущие не разобрались, кому «окультуривать» поляну СИМ, остается формулировать манифесты. Вот строчки из одного из них, получившего сотни перепостов: «Самокат на тротуаре — незваный гость... Чувство страха в комфортной для пешехода среде, где никто не движется быстро и не представляет опасности, — нездоровое состояние. За это состояние отвечает тот, кто создает угрозу... Пешеход не должен бояться и чувствовать благодарность за безопасность, ему ее должны обеспечить те, кто опасность создает... Пешеход не обязан следить за обстановкой вокруг, он ожидает, что на тротуаре все движутся плюс-минус с его скоростью. Он имеет право залипнуть в телефон и вообще не смотреть на дорогу, настолько комфортным должен быть тротуар».
Антон Размахнин