Дефицит запчастей к импортным холодильникам, стиральным и посудомоечным машинам «подогрел» рынок мастеров-аферистов. Забалтывая клиентов, они докручивают цену своих услуг до стоимости нового холодильника, или стиралки, или посудомоечной машины. Выход один — нужно быть предельно осторожным и перепроверять все запрашиваемые суммы, если они кажутся вам подозрительно высокими.
На полках магазинов дефицит запчастей к бытовой технике особенно не ощущается — просто нет таких общедоступных магазинов. Моторы, шестеренки, трансформаторы, уплотнители, ТЭНы, компрессоры, великое множество пластиковых деталей — все это заказывается в онлайн-сервисах. И там ситуация с запчастями уже очевидно сложная. На этом и играют мастера-вымогатели.
У москвичей Кузнецовых начала протекать посудомоечная машинка — после цикла работы на полу появлялась небольшая лужица. Надо бы вызвать мастера, решили супруги, не подозревая, что простой ремонт выльется в настоящий детектив.
...Специалист популярной фирмы Алексей, зайдя в квартиру, снял грязные туфли, надел не менее грязные тапочки со специфическим запахом и подошел к посудомоечной машинке.
— Ну, что тут у вас, давайте смотреть. Ого, беда! — воскликнул он. И, не спросив разрешения у хозяев, начал откручивать панели, которые отделяли посудомойку от соседних отсеков кухонного гарнитура.
— Зачем вы это делаете? Как панели связаны с протечкой? — только и успели задать вопрос клиенты.
Алексей посмотрел на жильцов взглядом опытного профи и попросил не мешать. (К слову, за демонтаж и последующий монтаж панелей, как вскоре выяснилось, совершенно бесполезный, он впоследствии внес в счет 5100 рублей.)
Повозившись еще немного, специалист заявил: машинке хана, но, поскольку она итальянская, лучше ее отремонтировать, нежели покупать новую, «какую-нибудь сомнительную китайскую».
Кузнецовы были не против. Их разве что интересовала стоимость починки. Мастер тем временем уже бодро составлял договор с подробным описанием необходимых работ. «С вас 19 750 рублей», — заявил он, закончив калькуляцию. «Сколько-сколько?» — клиенты решили, что ослышались. Алексей повторил цену, добавив, что, если жильцы не могут оплатить всю сумму сразу, нужно внести предоплату (хотя бы 20%) плюс деньги за необходимые детали — еще 8400 рублей. По его словам, требовалось заменить верхний и нижний разбрызгиватели (на профессиональном языке — импеллеры) и нижний уплотнитель.
— Платите быстрее! Деталей на складе нет, их нужно заказывать как можно быстрее, — торопил Алексей. — Закажем сегодня — придут через неделю. А если протянем до завтра, придется ждать и 10 дней, а то и вовсе останемся без «родных» запчастей.
Навязчивый сервис
Клиенты решили поискать в Интернете, сколько же стоят импеллеры той самой марки, которые мастер собирался купить за 5500 рублей, и уплотнитель, за который он потребовал 2900 рублей. Цена оказалась аккурат в два раза ниже, а доставка занимала 1–2 дня, о чем Алексею тут же было сказано. «С деталями по такой стоимости и с сомнительных складов я даже связываться не буду! — заявил мастер. — Они сломаются у вас через неделю! Мы заказываем напрямую из Италии!»
Ну ладно запчасти. А почему работа стоит больше 11 тысяч рублей? Право, какие такие операции оцениваются в такие деньги? «Сами вы справиться не сможете, а я свой труд ценю, — нескромно заявил Алексей. — И еще герметиком все щели закрою, чтобы никогда больше нигде не протекало».
Не верить Алексею оснований вроде бы не было. Говорил он убедительно, с собой принес большой саквояж с инструментарием, ароматные тапочки опять же. Но все эти «плюсы» разбивались о сумасшедшую стоимость починки...
— Мы подумаем, стоит ли ремонтировать нашу машинку или лучше купить новую за те же деньги, завтра вам сообщим, — объявили о своем решении Кузнецовы.
— Новую? Да вы что! Если вы купите дешевое китайское устройство за 20 тысяч, оно полетит у вас тут же! А эта машина — итальянская, понимаете? Ладно, думайте, но хотя бы за детали 8400 заплатите, я их закажу побыстрее. Или вы думаете, что я за свои деньги буду покупать вам запчасти?! — возмутился Алексей.
Платить за детали, несмотря на агрессивную настойчивость мастера, клиенты отказались. Отдали 1500 рублей за так называемую диагностику (ее результаты, как вскоре выяснилось, не соответствовали действительности), попросив мастера прикрутить панели на прежнее место. Однако Алексей сказал, что делать этого не будет: «Я на сто процентов уверен, что вы подумаете как следует и согласитесь на мои условия. А значит, когда я к вам приду через неделю, то снова должен буду туда-сюда раскручивать панели. Зачем тратить свое и мое время? Вы вообще собираетесь мыть посуду в нормальных условиях?»
После ухода Алексея хозяева позвонили в фирму, откуда он пришел, с просьбой прислать прейскурант на услуги. Но получили отказ. «Мы прейскуранты не рассылаем. Мы доверяем нашим сотрудникам, они лишнего не возьмут», — ответила администратор.
Москвички учатся паять
Помыкавшись, Кузнецовы нашли мастера Руслана, который назвал совсем другую стоимость ремонта — 3500 рублей, причем с учетом цены новой детали. Как выяснилось, требовалось заменить лишь нижний импеллер. Остальная начинка, в том числе нижний уплотнитель, верхний разбрызгиватель, а также панели были в полном порядке. Да и отделять панели от стенок было не нужно, к протечке они отношения не имеют. «Видимо, ваш Алексей — не только мошенник, но еще и недоучка. Решил посмотреть, что будет, если панели открутить», — улыбнулся Руслан.
Справившись с работой в считаные минуты, Руслан рассказал, что горе-мастера наподобие Алексея — скорее норма, чем исключение. Дело в том, что руководство некоторых фирм, в том числе известных, давно работающих на рынке, требует приносить с каждого заказа выручку хотя бы в 6–8 тысяч рублей. Такая цена обычно не вызывает у клиентов подозрения, хотя на деле, как правило, завышена.
Руслан признался, что и сам несколько лет назад устроился в подобную фирму, но не смог проработать и месяца: «Оттуда десятки мастеров ушли, потому что стыдно «разводить» людей на пустом месте».
Кстати, Кузнецовым повезло, что Алексей оказался слишком наглым. Ведь если бы он назвал более скромную стоимость ремонта, хотя бы в два раза меньше, москвичи, скорее всего, заплатили бы, не заподозрив подвоха. Что касается импеллеров, они, по словам Руслана, на складах уже заканчиваются. Но поскольку эта деталь — одна из самых расхожих, хорошие мастера держат их в достаточном запасе.
Похожей историей поделилась с «МК» еще одна москвичка, Татьяна. Женщина рассказала, что мастер Евгений запросил за ремонт посудомоечной машины 10 тысяч рублей — приказала долго жить плата управления. Но если Алексей наврал насчет высокой цены и длительного ожидания импеллеров из Италии, Евгений воспользовался тем, что машинные «мозги» действительно в дефиците (ожидание заказа составляет от одного до трех месяцев, требуется предоплата от 50%) и дорого стоят (от 12 тысяч рублей, фактически полцены новой машинки).
Теперь Татьяна по роликам из Интернета учится паять. Она уверена, что осилит эту науку и починит плату управления самостоятельно. «Не зря же я техническое образование получала», — говорит собеседница.
Легче купить, чем починить
Честно признаться, поломка посудомоечной машины — не самое страшное, что может случиться в жизни. Помыть ложки-тарелки руками труда не составляет. А вот что касается более важных устройств, которые человеку заменить сложно или даже невозможно, — холодильников, стиралок, — с ними проблемы налицо.
У семьи Гаевых испортились сразу два бытовых прибора. В японском холодильнике «умер» уплотнитель (не самая массовая марка для России в этом сегменте под заказ, ориентировочно 60 суток). В европейской стиральной машине с фронтальной загрузкой перестала открываться крышка люка. Для локализованной техники — например, для изготавливаемой в Липецке — все быстрее, но все равно в наличии на складах почти ничего нет.
— За прошедшее лето у меня было полтора десятка заказов, которые так и подвисли из-за запчастей, — рассказывает Филипп, мастер по ремонту бытовой техники. — Стиралки европейских фирм — Miele, Electrolux, ряд моделей Bosch. Были проблемы с Candy, Samsung. По холодильникам — проблемные Liebherr и Sharp.
В течение весны и лета этого года дистрибьюторы запчастей к бытовой технике пытались наладить параллельный импорт деталей, и некоторые компоненты все-таки в Россию поступают. Однако, по словам Филиппа, номенклатура необходимых запчастей так велика, что нет никакой возможности организовать значительные склады в России.
— Это не автозапчасти, где наиболее ходовые позиции можно завезти впрок, в бытовой технике почти все идет под заказ, — говорит мастер. — А под заказ в наших условиях — значит ждать пару месяцев. Пара человек уже получили запчасти и мне отзвонились, я приехал и отремонтировал. А кто-то пока так и не отозвался.
Гаевы в итоге предпочли купить новую европейскую технику — из последних экземпляров на полках.
Печать моя светла
Конечно, два месяца ни стиральная, ни посудомоечная машина, ни тем паче холодильник ждать не могут. Поэтому в голову и мастеру, и хозяину бытовой техники почти сразу приходит мысль, от чего можно «подобрать». За последние месяцы многие специалисты осознали, что вдвойне необходимо создавать запасы пусть даже и б/у запчастей — в критический момент собственная разборка может спасти положение.
— Раньше всегда использовал только новые запчасти, принципиально — потому что я даю гарантию на работы, — рассказывает Дмитрий Игнатов, мастер по ремонту бытовой техники из Ярославля. — Теперь договорился с фирмой, которая утилизирует холодильники и другую бытовую технику. Вандалю те узлы, которые трудно достать. Пришлось для хранения снять два гаража в черте города.
По словам мастера, в городе среди ремонтников уже есть конкуренция за эти б/у запчасти. Клиентам их за новые не выдают — предупреждают, что речь идет о деталях с «разборки». Но, поскольку цена сходная, а выбора особого нет, обычно соглашаются.
Еще один способ раздобыть отсутствующие детали — инновационный: пластмассовые механические компоненты, которые часто и являются виновниками поломок, можно напечатать на 3D-принтерах. Как рассказал «МК» московский мастер Филипп, на 3D-печати специализируются отдельные люди, которые умеют это делать и обладают всем комплектом техники. Если нужно, ремонтники заказывают детали у них, занимает печать несколько дней.
— Но если шестеренка рассыпалась в прах, то будет проблема: нечего будет сканировать, — говорит ремонтник. — И тогда, если ее нет в библиотеке готовых деталей, все равно придется искать запчасть.
У напечатанных запчастей есть и недостаток: поскольку они выполнены не отливкой, как оригинальные, а по «обходной технологии», прочность может заметно отличаться. Зато есть и достоинство: материал свежий, поэтому шестеренка точно не раскрошится, как старая.
Несмотря на все это, чинить старую технику сейчас имеет смысл, считают опрошенные «МК» мастера. По качеству компонентов, по долговечности конкурентов европейской, японской и корейской бытовой технике 10–20-летней давности еще долго не появится.
— Ключевые детали — например, бак стиральной машины — раньше были металлические, сейчас часто пластиковые, — говорит Филипп. — Опорные подшипники: можно просто сравнить диаметр, новые вдвое тоньше и легче, ресурс у них, соответственно, меньше. И так во всем: облегчение, удешевление. Даже премиум типа Miele не тот, что раньше.
Грань между «подлежит ремонту» и «проще выбросить» достаточно тонкая, уверяют мастера. Обычно рекомендация «утилизировать» следует, если восстановительный ремонт всех агрегатов будет стоить дороже, чем новая техника аналогичного класса. Например, если в холодильнике нужно заменить одновременно компрессор, уплотнитель и несколько пластиковых элементов, агрегат проще заменить, чем ремонтировать. А вот если речь о замене одного, пусть и сложного, компонента — игра может стоить свеч.
Виктория Крюкова, Антон Размахнин