Владимир Владимирович Шахиджанян:
Добро пожаловать в спокойное место российского интернета для интеллигентных людей!
Круглосуточная трансляция из офиса Эргосоло

Михаил Пореченков: "Мне, как русскому человеку, в кино не хватает Чехова"

В Нижнем Новгороде открылся новый фестиваль российского кино «Горький fest», президентом которого стал актер Михаил Пореченков, а продюсером – режиссер короткометражного кино и один из организаторов фестиваля студенческих и дебютных фильмов «Святая Анна» Оксана Михеева, выросшая в Нижнем Новгороде. В программе смотра – свежие отечественные полнометражные картины, док и короткий метр, сам фестиваль проводится без государственной финансовой поддержки. Мы поговорили с Михаилом Пореченковым о том, почему он решился на проведение фестиваля и остановил свой выбор именно на Нижнем Новгороде, что его не устраивает в российском кино и сможет ли отечественный кинематограф дойти до регионов.

– Расскажите, зачем вам нужен фестиваль?

– Нам всем нужен фестиваль, потому что так случилось, что уже 10 лет я занимаюсь фестивалем короткометражных и дебютных фильмов «Святая Анна». Сейчас появился еще один фестиваль, который называется «Святая Анна. Регионы». Недавно такой прошел в Абакане. У нас такая гигантская страна, что кинематографисты встречаются фрагментарно. Не только большие кинематографисты, но и молодые – те, кто хочет пообщаться, понять, как все работает. Иногда они задают такие детские вопросы, что хочется сказать: «Ну, ребят, как же так?». С другой стороны, их можно понять, потому что площадки, где они могут обсудить какие-то профессиональные вещи, нет. А мы на фестивале можем ее сделать. Но я говорю еще и о зрителях, которые банально не видят большое количество фильмов. Фестиваль – это возможность показать эти фильмы, возможность заинтересовать зрителя в том, что производится у нас в стране. Чтобы наш зритель сказал: «А мы неплохое кино умеем делать!» И это же правда. Просто до зрителей оно не доходит.

– Как вы думаете, почему?

– Мне кажется, что во многом это связано с глобализацией кинематографа, которая приводит к некоему стиранию личностного подхода, а кино – это же пристальный взгляд на жизнь, на себя, на то, что происходит. Конечно, оно должно быть разное, но не только развлекательное. Я уже много раз говорил, что, например, когда смотрю западные сериалы или фильмы, то мне как русскому человеку не хватает Чехова – того, чем мы сильны и чем живем по сей день, то есть кино, основанного на нашей литературе, истории и нашей сегодняшней жизни. Нет у нас психоаналитиков, у нас есть подруги, друзья, застольные беседы в конце концов. Это и есть Чехов: история разговора двух людей – о своих проблемах, о жизни. А мы вдруг сказали: «Нет, мы тоже развлекалово!» Но это не мы, нас заставили молиться другим богам. Мы же хотим обратить внимание на то, что происходит у нас, на тот положительный вектор, который наметился и который мы выстраиваем. Нам очень хочется, чтобы зритель смотрел не только полный метр, который выходит на киноэкраны, но и короткометражные картины. За десять лет работы «Святой Анны» мы заметили, что существует огромное количество короткометражных картин, достойных зрительского внимания. Фестиваль – это возможность поставить мэтров большого кинематографа рядом с начинающими и продлить эту цепочку. Не разрывать его и начинать снова изобретать колесо. В этом и заключается идея фестиваля. Мы и программу конкурсную назвали «Встряска». В ней полный метр, короткий метр, достойнейшая документалистика, раньше Советский Союз славился отрядом документалистов...

– Ну и сейчас она на высоком уровне, если сравнивать с игровым полным метром.

– А кто видит это? Никто. Единицы, специалисты – на фестивалях документального кино. А зрительский интерес колоссальный. Поэтому у нас и будет все вместе – такая встряска. На нашем фестивале приветствуется любая картина. У нас в стране выпускают всё. Вот идут, например, споры вокруг картины Алексея Учителя "Матильда", осенью она выйдет в прокат. И я хочу это кино посмотреть, чтобы сделать свои выводы, сформировать своё мнение. Если же говорить про наш фестиваль, то задание у нас одно: русский портрет, русский пейзаж. Техника исполнения значения не имеет. Может, в стиле ренессанса будут писать, может, – кубизма. Эстетика нас не волнует. Те произведения, которые мы рассматриваем, говорят о нас – о людях, которые здесь живут, об их проблемах. Смешно говорят, грустно – по-разному. Но и мы все разные, поэтому и хотим понять, какие мы, собираем разножанровые картины. Это же очень интересно.

– Вы уже рассказали про «Святую Анну» и ваш интерес к молодым кинематографистам. Вот за те годы, что вы занимаетесь фестивалем, как вам кажется, ситуация с дебютами изменилась? Многие же сетуют на то, что не появляется новых режиссеров.

– Они появляются, другой вопрос – куда они потом исчезают. У нас очень слабая сценарная школа. Нужно понимать, что все сценарии основываются на классической литературе. Значит не читают, значит исчезла история литературы, нет разбора произведений. Люди не понимают, о чем пишут. Возьмите любое западное кино, которое берет событие, героя и тащит зрителя за собой. Это же не описательная история, есть определенный жанр, работа. Как любит говорить мой друг и товарищ Костя Хабенский, из хорошего сценария можно сделать плохой фильм, а из плохого сценария хороший фильм не снимешь. Появятся хорошие сценарии – появятся хорошие режиссеры, которые будут в этом копаться, появятся люди, которые будут это снимать. Надо работать над этим.

– Как над этим работать?

– Вот проводить фестивали.

– Чтобы люди смотрели больше кино?

– Чтобы люди встречались, видели глаза друг друга, потому что они работают в одной системе. Чтобы они понимали, что связаны одним делом. Я сижу в Кукушанске, а я в Абакане – так мы и будем сидеть, а надо же встретиться, чтобы случилась химия, поработать вместе. Если этого не будет, то не будет ничего. Будет только «вот мы сняли, порадовались сами за себя».

– И сами посмотрели

– Да, как в анекдоте. Аркадий сам себя сводил в кино, угостил в ресторане, купил подарок, теперь сидит ждет секса. Вот так же и мы. Не нужно ждать все от себя, надо встречаться, разговаривать, делать площадки, где молодые кинематографисты будут встречаться со взрослыми, посещать мастер-классы, смотреть кино, видеть свои ошибки. А самое главное, чтобы зритель приходил и жаждал нового кино – нашего, российского. Будет спрос – будет и предложение.

– Пару лет назад были новости о том, что вы вместе с Иваном Охлобыстиным собирались делать телеканал «Ракета» как раз с новым российским кино.

– Мы много чего хотели делать. К сожалению, не только разность взглядов, но и большие финансовые проблемы не дали осуществиться этому проекту. Кто знает, может быть, потом.

– Хорошо. Почему для фестиваля Горький fest вы выбрали именно Нижний Новгород? Из-за режиссера и продюсера Оксаны Михеевой, с которой вы работали и на «Святой Анне»?

– Это во-первых. А во-вторых, место красивое, большого фестиваля кино нет. Опять же Горький – один из самых главных драматургов. И как-то мы все смотрели – там есть, там есть, а в Нижнем Новгороде ничего нет, жалко. Мы приезжали сюда на гастроли, город красивый, хлебосольный, народ прекрасный, Волга, Ока – как же здесь летом-то не потусоваться. Поэтому наш выбор пал на Нижний Новгород и, по-моему, это прекрасно. Администрация пошла навстречу. И всё – тьфу-тьфу-тьфу – получается.

– У вас на фестивале еще есть важная история взаимодействия с регионом. Здесь будут показаны фильмы, снятые людьми, которые живут именно в Нижнем.

– И мы будем говорить, что вот эти люди отсюда, поэтому всё в ваших руках. Делайте, дерзайте – и вот вы уже на фестивале.

– Как вам кажется, может региональное кино выйти на федеральный уровень?

– Оно и выходит. Сами режиссеры, талантливые ребята появляются в разных регионах. Просто так получается, что центр притяжения – Москва, потому что там все деньги и там же все встречаются большие мэтры, операторы, директора. Это, правда, еще зачатки индустрии. А в регионах её нет вообще. Мы хотим, чтобы она была, чтобы и сюда приезжали, снимали, чтобы люди понимали, что везде можно работать. Вот приезжаешь, например, в Якутию…

– Там как раз не зачатки индустрии.

– Ну мы говорим – нам бы бюджет миллиона два-три, а они там на тысячу долларов снимают. Поэтому мы на нашем фестивале утверждаем: если есть творческая потенция, желание что-то сказать, если есть желание пробудить Чехова внутри себя – вперед, ребята! Мы поможем. Я здесь проводил мастер-класс в театральном училище и видел профессиональных людей, которые хотят заниматься творчеством, хотят, чтобы творчество было в их жизни. Не только в кино. Они хотят, чтобы в жизни это было, потому что так жить станет веселее, приятнее. Поэтому мы и делаем этот фестиваль.

Автор: Маша Токмашева

Источник

590


Произошла ошибка :(

Уважаемый пользователь, произошла непредвиденная ошибка. Попробуйте перезагрузить страницу и повторить свои действия.

Если ошибка повторится, сообщите об этом в службу технической поддержки данного ресурса.

Спасибо!



Вы можете отправить нам сообщение об ошибке по электронной почте:

support@ergosolo.ru

Вы можете получить оперативную помощь, позвонив нам по телефону:

8 (495) 995-82-95