Подавляющее большинство — 85 процентов — школьников пока на каникулах, но 15% школ, работающих по триместрам, учатся, хотя и на удаленке.
О переходе на этот вид обучения говорят много. Однако увидеть, как это происходит на практике, «МК» удалось лишь при посещении министром просвещения Сергеем Кравцовым одной из школ ближнего Подмосковья 25 марта.
Фото: пресс-служба
Детей в школе по случаю перехода на удаленку не оказалось. Однако противоэпидемиологические меры в отношении всех прибывших провели на входе по полной программе: каждому, включая министра, выдали по маске и измерили температуру — моя (надо думать, из-за ранней побудки и выезда из Москвы ни свет ни заря) оказалась даже заниженной — 35,9. Но вот что любопытно. Пару месяцев назад перед мероприятием в Кремле нас также «промеряли» тепловизором, и тот был втрое-вчетверо больше нынешнего. Интересно, откуда такая разница: то ли потому, что проверка перед доступом к президенту была серьезнее, то ли техника за время разгула коронавируса так сильно шагнула вперед...
Уроки при дистанционном обучении организованы таким образом. Работает, скажем, бригада математиков с 8-м классом. Один из них ведет из пустого класса (или из дома, если это педагог возраста 60+ и выход из дома ему противопоказан) занятие-вебинар сразу на все 8-е классы. А другие математики следом проверяют работы учащихся. И ставят по итогам значки — например, с поднятым большим пальцем. Короче, что-то типа хрестоматийного «проверено, мин нет».
Ребятам все происходящее на онлайн-уроке видно на своих домашних компьютерах: вот учитель, объясняющий новый материал или ведущий опрос, а вот доска с написанными на ней педагогом формулами и задачками (если доска интерактивная, на ней можно увидеть еще много всякого разного). Учитель же видит не только доску, но и своих учеников — каждого в своем «окошке». И общается с ними всеми не хуже, чем в классе. Ну а в конце урока учитель обязательно протестирует всех участвовавших в нем школьников, дабы убедиться, что те реально работали, а не повключали свои компы, а сами занялись посторонними делами. Пара-тройка тестовых вопросов, по словам педагогов, полностью прояснят этот деликатный момент.
Все это мы увидели лично, ворвавшись всей командой на урок физики для старшеклассников, который вел Артемий Гладких. Школьники нас тоже тут же увидели и возликовали, получив предлог ненадолго оторваться от гранита науки:
Фото: пресс-служба
— О, люди в масках! — обрадовались они нежданному развлечению. Но взрослым было не до того. Их дело — искать ответы на главные вопросы. Например, как оптимально развесить в классах камеры? Как лучше организовать онлайн-общение и при этом не перегрузить сеть — чтобы все видели всех? Чтобы всех видел только учитель? Чтобы все видели не только учителя, но и вызванного к доске? Как избежать перегрузок, когда на образовательные платформы одномоментно выйдут 16 млн пользователей? Ведь на такие масштабы не рассчитывали...
И как быть с регистрацией пользователей каждой школы: нужно ли отделять их от «чужих» и тем самым, с одной стороны, предотвратить перегруз своей сети (уже понятно, что оптимально, чтобы на один сервер приходилось по 15–20 уроков), а заодно и угрозу возможных Ddos-атак, но, с другой, лишить доступа к качественному контенту сильных школ ребят из школ попроще? И сколько нужно хранить записи онлайн-уроков, чтобы их мог постфактум посмотреть заболевший ребенок?
Вопросов масса. Однако главный из них, подчеркнул «МК» Сергей Кравцов, — «как вернуть в школу учителя. Одни лишь электронные средства не дадут того качественного образования, которое школьники получают в классе. Поэтому самое важное для нас — взаимодействие учителя с учениками. Такие модели мы сегодня и разрабатываем. Правда, мы надеемся, что 12 апреля школьники выйдут на уроки. Но эту новую модель можно будет использовать и в дальнейшем, когда ситуация нормализуется. Например, во время сезонных эпидемий гриппа или длительных заболеваний отдельных детей».
Марина Лемуткина
Источник