Владимир Владимирович Шахиджанян:
Добро пожаловать в спокойное место российского интернета для интеллигентных людей!
Круглосуточная трансляция из офиса Эргосоло

Мировые тенденции: от строгой формы к dress code

Самой большой европейской страной, в которой существует школьная форма, является Великобритания. Во многих ее бывших колониях форма не была отменена и после установления независимости, например в Индии, Ирландии, Австралии, Сингапуре и Южной Африке, Кипре и Гонконге. На Кубе форма обязательна для всех учащихся школ и высших учебных заведений.

В некоторых странах школьная форма отражает национальные и религиозные традиции страны. Например, малайские девочки-мусульманки носят тунику и покрывают голову белым тудунгом (малайзийская версия мусульманской косынки или хиджаба). Прическе школьников также уделяется пристальное внимание. Допустимая длина волос для мальчиков должна быть несколькими сантиметрами выше воротника, бакенбарды не позволены. Нарушители этого правила нередко наказываются палками, а более демократические школы предлагают альтернативу — принудительную стрижку в самой школе. Запрещается использование лака для укладки волос и косметики. Во Франции единая школьная форма существовала в 1927–1968 годах. В Польше — до 1988 года. В Бельгии школьная форма есть только в некоторых католических школах, а также в частных школах, основанных британцами. Форма одежды — брюки и юбки темно-синего цвета, белая или голубая рубашка и галстук. В Германии нет единой школьной формы, хотя постоянно ведутся дебаты о ее введении. В некоторых школах обязательна единая школьная одежда, не являющаяся формой, и ученики могут участвовать в ее разработке. В США и Канаде школьная форма существует во многих частных школах. В государственных школах единой формы нет, хотя в некоторых учебных заведениях введены правила ношения одежды (dress code). Общая система гражданских мундиров в Российской империи, в том числе и для средних учебных заведений, была утверждена в 1834 году. Форма учащихся напоминала военную: фуражки, шинели и гимнастерки были одинакового фасона, но отличались цветом, кантом, пуговицами и эмблемами — по принадлежности к типу учебного заведения. Например, у гимназистов брюки были черные, без канта, гимнастерка — синяя. Выходной формой был темно-серый или темно-синий мундир с воротником, обшитым серебряным галуном.

В женских гимназиях воспитанницы носили коричневые платья с высоким воротником и фартуки — черный в учебные дни и белый — по праздникам. Парадная форма дополнялась белым отложным воротником и соломенной шляпкой. В 1918 году гимназическая форма была признана буржуазным пережитком и отменена. Однако в 1948 году, в период всеобщего обмундиривания, советских школьников тоже одели по единому образцу, копируя форму классических гимназий: гимнастерки и фуражки, строгие коричневые платья с фартуками. Модельные прически были под запретом, все девочки обязаны были носить косы с бантами.

Но смена политических эпох влияла на школьную моду, она становилась все более демократичной и свободной. В середине 70-х мальчики ходили в школу в синих костюмах, брюки и куртка джинсового фасона, на рукаве красовалась эмблема с открытым учебником и восходящим солнцем — символами просвещения. Девочкам стало можно ходить в школу в платьях, длина которых выше колена, и не только коричневого цвета — любого скромного, однотонного, но с фартуком. Уже в 80-х для девочек был введен костюм-тройка синего цвета, состоящий из юбки, пиджака и жилетки, которые можно было комбинировать с разными блузками. Вольности коснулись и причесок: можно было носить распущенные волосы.

В конце 80-х школьная форма в ряде регионов СССР попала в разряд дефицита, а в 1992 году была отменена. Но во многих лицеях и гимназиях стали вводить свою форму, подчеркивая принадлежность детей к данному учебному заведению.

Весь путь ношения/неношения школьной формы в России отражает политические отношения в обществе, иллюстрирует участие и неучастие государства в деле образования подрастающего поколения. И вот теперь — по закону — мы сами можем вводить или отменять школьную форму, но никак не можем разобраться, что для нас лучше: одинаковые или разные дети, общие или свои?

622


Произошла ошибка :(

Уважаемый пользователь, произошла непредвиденная ошибка. Попробуйте перезагрузить страницу и повторить свои действия.

Если ошибка повторится, сообщите об этом в службу технической поддержки данного ресурса.

Спасибо!



Вы можете отправить нам сообщение об ошибке по электронной почте:

support@ergosolo.ru

Вы можете получить оперативную помощь, позвонив нам по телефону:

8 (495) 995-82-95