Вопрос «Сжечь или захоронить?» не из криминальной драмы, а из природоохранной. И ответ на него: «Перерабатывать». Однако мы продолжаем жечь и хоронить мусор. Хотя и много сокрушаемся по этому поводу. Так, недавно состоялась
«За двадцать лет мы сожгли пять миллиардов долларов» — уже одной этой фразы хватило бы для сенсации. Однако ее не случилось. Цифры никого, кажется, не шокировали. Потому не сжечь такие деньжищи мы не могли. Они обозначают ту упущенную выгоду, которую мог получить столичный регион, если бы научился перерабатывать отходы.
«Большинство природоохранных мероприятий в Москве по сравнению с другими столицами реализуются с отставанием, — говорит глава Департамента природопользования Антон Кульбачевский. — Это связано с упадком экономики в конце
Первая и самая очевидная экологическая проблема столицы сегодня — это загрязнение атмосферного воздуха от автотранспорта. Инфраструктура города не была готова к автомобильному буму ни в
«А давайте начнем с того, что уберем персональные машины. Если правительство города всерьез заявляет о необходимости пересесть на общественный транспорт, пусть сделает это первым, — предложил глава Всемирного фонда дикой природы России Игорь Честин и сорвал первые аплодисменты. — Мэр сам должен ездить на общественном транспорте. Это будет пример для всех нас, это создаст новую моду. Ведь решение транспортной проблемы — это не только выделенные полосы и платная парковка. Есть два пути решения транспортной перегрузки: западный и восточный. Если мы посмотрим на Гонконг, Шанхай, где были страшные пробки, то увидим, что города стали многоуровневыми. Вопрос в том, хотели бы москвичи в таком городе жить? Думаю, что нет. Есть европейский путь — сознательное ограничение транспорта. Мэры Лондона и
Второй раз аплодисменты грянули после слов директора по программам «Гринпис Россия» Ивана Блокова. Он озвучил еще одну острейшую экологическую проблему столицы.
«Надо заставить юридические лица собирать мусор раздельно. Как заставить? Не заключать с ними госконтракты, — предложил Блоков. — Есть пробелы в законодательстве. К примеру, батарейки сейчас по закону не являются отходами. У нас в офисе „Гринпис“ скопилось уже больше трех тонн батареек. Их к нам и приносят люди, не знающие, куда их деть. Можно закон дополнить и создать предприятия по их утилизации. В Финляндии есть такие предприятия. Строительство стоит два миллиона евро, что недорого, а площадь завода занимает всего 500–1000 квадратных метров».
Цифры, которые привел в своем выступлении Александр Чумаков,
«Наша цивилизация ничего, кроме мусора, не производит, — категорично заявляет Чумаков. — На Московский регион приходится порядка 7–8 миллионов тонн отходов ежегодно. Что есть отходы? Я специально задавал этот вопрос людям на улице. И они отвечали про бытовой мусор. Мы должны четко понимать, что отходы — это все вчерашние товары. Самый лучший способ обращения с отходами такой: мы использовали стакан и передали его дальше — тому, кому он понадобится. Этот способ хорошо сейчас развивается в Интернете. По затратам, конечно, выгоднее всего свалка: нашли овраг — и сваливают туда мусор. Заполнился овраг — ищут новый. Но перевозя мусор на полигоны, граждане и организации, по сути, закапывают деньги».
Чуть более года назад Роспотребнадзор опубликовал доклад, в котором признал утилизацию мусора на мусоросжигательных заводах наилучшей доступной технологией для применения в РФ, а опыт раздельного сбора отходов в городах России объявил негативным. Было еще добавлено: поскольку мусоросжигательные заводы также производят электроэнергию, они не только сжигают мусор, но и решают проблему энергоэффективности. Такие выводы экологи называют откатом в прошлый век.
«Гринпис России» последовательно выступает против строительства мусоросжигательных заводов. Экологи объясняют: сжигание мусора требует использования нефти и древесины. А эти ресурсы не бесконечны. К тому же при сжигании выделяются токсичные вещества, высвобождается огромное количество химических веществ, содержащихся в отходах: в батарейках и лампах, красках и лаках, электронике и стройматериалах. Все эти опасные вещества можно задержать только с помощью дорогостоящего оборудования.
Кроме того, по подсчетам экспертов «Гринпис России», вместо тонны бытового мусора при сжигании получается 360 килограммов высокотоксичного мусора, который надо везти не просто на полигон, а в некие охраняемые места, куда не проникнут дети, террористы или животные. Создавать такие места — тоже дорого. Так где же экономическая выгода? Или на этом пункте тоже будут экономить?
Что делать с отходами — действительно острый вопрос для столицы. Сжигать или захоранивать — долгий спор. И ответ на него —
В Москве, к слову, сейчас проводится эксперимент по раздельному сбору мусора. Пока задействованы только два округа — Центральный и
Антон Кульбачевский настроен оптимистично: «Заготовки вторсырья — хорошая ниша для малого бизнеса. Город стимулирует эту деятельность за счет льготного кредитования и субсидий. За три года отрасль переработки вторсырья возобновляется. Скоро мы сможем говорить о сформировавшемся рынке».
Итогом конференции должна стать Стратегия экологического развития Москвы до 2025 года. Документ примут в начале следующего года. Основные моменты известны уже сейчас: компенсационное озеленение при строительстве (вместо одного погубленного высаживаются два новых дерева) и нормы, касающиеся раздельного сбора мусора. Важно, чтобы стратегия не осталась только на бумаге. К слову, макулатура — одна из основных составляющих столичного мусора.
материал: Татьяна Меликян