Круглосуточная трансляция из офиса Эргосоло

Может ли зависть быть позитивным чувством?

Что такое зависть? Смертный грех или катализатор личностного роста? Психолог Дэвид Лудден рассказывает о том, какой может быть зависть, и советует, как себя вести, если вы кому-то завидуете.

Вы со дня на день ждете повышения. Вы столько всего сделали, чтобы добиться цели: выполняли все рекомендации босса и улучшили в своей работе все, что можно было улучшить, задерживались в офисе допоздна и приезжали на работу в выходные. И вот открылась вакансия на руководящую должность. Вы уверены, что назначат именно вас — больше некого.

Но начальник вдруг объявляет о том, что решил назначить на эту должность Марка, вашего молодого коллегу. Ну конечно, этот Марк всегда выглядит словно голливудская звезда, да и язык у него подвешен. Такой, как он, кого угодно очарует. Но он пришел в компанию совсем недавно и работал далеко не так усердно, как вы. Вы заслуживаете повышения, а не он.

Вы не только разочарованы из-за того, что вас не назначили на руководящую должность, а испытываете сильную неприязнь к Марку, о которой раньше и не подозревали. Вы возмущены тем, что он получил то, о чем вы мечтали так долго. И начинаете рассказывать коллегам неприятные вещи о Марке и целыми днями мечтаете о том, как скинуть его с пьедестала, вместо того чтобы работать.

Откуда берется зависть? 

Зависть — сложная социальная эмоция. Она начинается с осознания, что у кого-то есть что-то ценное, чего у вас нет. Это осознание сопровождается болезненным и неприятным чувством.

С эволюционной точки зрения она снабжает нас информацией о нашем социальном положении и стимулирует к улучшению этого положения. Даже некоторые животные способны испытывать первичную зависть к тем, кто больше преуспевает.

Но у зависти есть темная сторона. Вместо того чтобы сфокусироваться на достижении желаемого, мы размышляем над тем, чего нам не хватает, и обижаемся на тех, у кого это есть. Зависть вредна вдвойне, потому что она заставляет нас не только думать о себе плохо, но и испытывать недобрые чувства к людям, которые не сделали нам ничего плохого.

Вредоносная и полезная зависть 

Традиционно зависть расценивалась религиозными лидерами, философами и психологами как безусловное зло, с которым надо бороться до полного избавления. Но в последние годы психологи стали говорить о ее светлой стороне. Она мощный мотиватор личностных изменений. Такая «полезная» зависть контрастирует с вредоносной, мотивирующей причинять вред тому, кто нас в чем-либо превзошел.

Когда Марк получил должность, о которой вы мечтали, вполне естественно, что сначала вас кольнула зависть. Но потом вы можете вести себя по-разному. Можно поддаться «вредоносной» зависти и размышлять, как бы поставить Марка на место. А можно пустить в ход полезную зависть и поработать над собой. Например, взять на вооружение методы и приемы, с помощью которых он добился цели.

Возможно, вам нужно стать менее серьезным и перенять у более успешного коллеги его жизнерадостную и дружелюбную манеру общения. Обратите внимание, как он расставляет приоритеты. Он знает, какие задачи можно выполнить быстро, а какие требуют полной отдачи. Такой подход позволяет ему успевать все, что необходимо, в рабочее время и оставаться в хорошем настроении.

Психологи много спорят об адекватности разделения зависти на вредоносную и полезную. Психологи Йочи Коэн-Черэш и Элиот Ларсон заявляют, что разделение зависти на два вида ничего не проясняет, а еще больше все запутывает. Они считают, что их коллеги, которые говорят о вредоносной и полезной зависти, путают эмоцию с поведением, которое провоцирует эта эмоция.

Для чего нужны эмоции? 

Эмоции — особые переживания, чувства, которые возникают в определенных условиях. У них две функции:

Во-первых, они быстро снабжают нас информацией о нынешних обстоятельствах, например, о наличии угрозы или возможностей. Странный шум или неожиданное движение могут сигнализировать о присутствии хищника или какой-то другой опасности. Эти сигналы становятся триггерами страха. Точно так же мы испытываем волнение в присутствии привлекательного человека или когда рядом вкусная еда.

Во-вторых, эмоции руководят нашим поведением. Когда мы испытываем страх, мы предпринимаем определенные действия, чтобы себя защитить. Когда счастливы, мы ищем новые возможности и расширяем круг общения. Когда нам грустно, мы избегаем общения и уединяемся, чтобы достичь душевного равновесия.

Зависть одна — поведенческие реакции разные 

Эмоции говорят нам о том, что с нами происходит в настоящий момент, и подсказывают, как реагировать на ту или иную ситуацию. Но важно различать эмоциональный опыт и поведение, к которому он приводит.

Если полезная и вредоносная зависть — две разные эмоции, то события, которые предшествуют этим эмоциям, тоже должны отличаться. Например, злость и страх — эмоциональный ответ на угрозы, но страх ведет к избеганию опасности, а злость — к атаке. Злость и страх проживаются по-разному и ведут к разным поведенческим проявлениям.

Но в случае с полезной и вредоносной завистью все иначе. Первичный болезненный опыт, который приводит к зависти, один и тот же, а вот ответные поведенческие реакции разные.

Когда мы говорим, что эмоции управляют нашим поведением, это звучит так, будто мы слабые беспомощные жертвы своих чувств. Это может быть справедливо для других животных, но люди способны анализировать свои эмоции и по-разному вести себя под их влиянием. Можно позволить страху сделать из себя труса, а можно превратить страх в отвагу и достойно отвечать на вызовы судьбы.

Завистью тоже можно управлять. Эта эмоция дает нам важную информацию о нашем социальном положении. И только нам решать, что с этим знанием делать. Мы можем позволить зависти разрушить нашу самооценку и навредить благополучию наших социальных отношений. Но мы способны направить зависть в позитивное русло и добиться с ее помощью личностных изменений.

Александра Галимова

Источник

271


Произошла ошибка :(

Уважаемый пользователь, произошла непредвиденная ошибка. Попробуйте перезагрузить страницу и повторить свои действия.

Если ошибка повторится, сообщите об этом в службу технической поддержки данного ресурса.

Спасибо!



Вы можете отправить нам сообщение об ошибке по электронной почте:

support@ergosolo.ru

Вы можете получить оперативную помощь, позвонив нам по телефону:

8 (495) 995-82-95