Речь, конечно, не о способности графически фиксировать слова, грамотность давно уже перестала быть прерогативой знати и духовенства. Я говорю — о способности к писательству. «Конечно, должен быть талант», — скажет кто-то, и будет прав. Талант быть должен, хотя ему приписывают куда больше значения, чем он того заслуживает. На самом деле писать может любой человек, все дело в увлеченности. Без этой мелочи невозможно, наверное, любое дело. Мы мгновенно забываем то, что нам не интересно, мы с трудом делаем то, что нам не нравится. Так что первым шагом на писательской стезе я бы назвал именно ее, увлеченность. Есть ли у вас потребность писать? Насколько вам важно и интересно делать это в любом месте, в любое время суток, в любом настроении? Без шуток. Учиться этому можно только в том случае, если потребность письменно зафиксировать что бы то ни было так же естественна, как дыхание.
Но даже если и нет, и вам просто хочется иногда написать что-то интересненькое, к примеру, в блоге, вот несколько моментов, на которые стоит обратить внимание.
Я пользуюсь Word-ом с включенной функцией проверки орфографии. Если мы со спеллчекером расходимся во мнениях, я лезу в словарь и проверяю, кто из нас неправ. Почему важно писать грамотно? Хотя бы их уважения к читателю. Даже если вы пишете в стол, никому и никогда не собираетесь показывать результаты творческого процесса, проявите уважение к себе: вы же, возможно, захотите когда-нибудь это перечитать. А уж если вы выкладываете написанное, то грамотно, красиво написанный текст — это святое. Не стесняйтесь смотреть в словари. Проверяйте себя. В сложных случаях — особенно. В словарях есть много интересного. Подумайте, знаете ли вы, когда писать «причем», а когда «при чем», как правильно изменяется наречие «под мышками», чем отличается «тоже» от «то же». Это важно и в некоторых случаях напрямую влияет на смысл написанного. Вам же важно передать смысл, вы хотите, чтобы читатель вас понял и, желательно, правильно?
Одна из причин, по которым стоит писать грамотно, правильно расставляя буквы в словах и знаки препинания в предложениях, заключается в том, что кто-то это да прочитает. И потом, возможно, повторит. Чтение — довольно важная составляющая писательской деятельности. Читать полезно не только для общего развития, но и для зрительной памяти, стиля и той же самой грамотности. Прочитанное влияет на нас куда сильнее, чем могло бы показаться. Попробуйте прочитать что-нибудь и проследить, как изменяется, к примеру, речь. То же и со стилем письма. Поэтому выбирайте авторов аккуратно, особенно если сами пишете что-то в этот момент.
Полезная привычка для пишущего человека — носить с собой блокнот и ручку. Как бы банально ни показалось, но иногда в голову приходят гениальные идеи, и очень обидно бывает потерять их, не донеся до бумаги. Впрочем, сейчас блокнот с успехом заменяют планшеты и прочие электронные устройства. Они тоже подходят, хотя и съедают некоторое количество очарования бумаги и пера. Между прочим, писать от руки весьма полезно. Мелкая моторика, моторно-зрительная память и внимательность: на бумаге исправить труднее, чем на мониторе. Студентам и занятым людям привычка записывать от руки тоже может пригодиться: шпаргалки и заметки помогают запомнить написанное на куда более длительный срок, чем прочитанное и напечатанное.
Не стану советовать записывать всё, что вы видите, слышите или думаете, это личный выбор каждого отдельного человека. Просто пишите о том, что вам интересно. Выдавливать из себя текст, когда нет настроения, тоже не стоит. Иногда музе нужно дать отдохнуть. Впрочем, для отработки навыка формулирования предложений неплохо вести дневник, в идеале, конечно, рукописный. Я, к примеру, перед сном записываю, что хорошего сделал за день. Плохое записывать тоже можно, но лучше этим не увлекаться: что написано пером, не вырубишь топором. Причина вовсе не в том, что кто-то может найти и прочесть дневник, а в моторно-зрительной памяти. Плохое лучше сразу выкидывать из головы, это, к слову, тоже хорошо влияет на творческий процесс.
Еще один немаловажный момент — для чего вы это делаете. Если писательство видится вам призванием, если вы не можете не писать, то отвечать на вопрос не нужно. В остальных случаях — подумайте, насколько это вам необходимо, насколько органично вашей личности. Для успешного ведения блога достаточно хорошо владеть русским или любым другим языком и уметь составлять слова в читаемые предложения. Для серьезной работы придется уделять писательству очень много времени и сил, здесь оно ничем не отличается от любой другой профессиональной деятельности.
Здесь мы логичным образом подходим к вопросу образования. Можно ли научиться писать в вузе? И да, и нет. Вам придется не столько писать, сколько очень много читать. Чтение, как я уже говорил, весьма полезно. Неплохо, если в вузе вас научат еще и обдумывать то, что вы прочитали, анализировать, разбирать на составляющие, делать выводы, одним словом, думать. Для этого подходит практически любой вуз: многие известные писатели получали техническое образование, и это им не только не помешало, но и помогло. Если вы решите пойти учиться писать, к примеру, в Литературный институт, особенно с мыслью, что станете великим писателем… Не стану останавливать, просто процитирую тамошнюю поговорку: студент поступает на поэзию, потом переводится на прозу, а выпускается — с критики.
Еще одна известная фраза: гениальность — десять процентов таланта и девяносто процентов труда. Ярчайший пример гениальности — Александр Сергеевич Пушкин, тот еще трудоголик. Я, к слову, не считаю его гением, но вкалывал он много, чтобы стать тем самым великим русским поэтом. Если говорить о действительно гениальном владении словом, я бы скорее назвал Высоцкого. Он умел быть и простым, и возвышенным, он соединял слова, будто лепил из глины, совершенно естественно. И в таком уровне, на мой взгляд, кроме девяноста процентов труда, еще сто десять процентов таланта.
Полезно для творчества найти учителя. Того, чьим даром вы способны восхищаться, того, на кого захочется быть похожим. Не нужно бояться стать подобием, человек — индивидуальность, и в любом случае при должном усердии вы сможете выработать свой стиль. Буквально никуда не денешься от собственного стиля. Поучиться у мастера своего дела полезно при любом раскладе. Скорее всего, он не поделится уже своими секретами, и все, что вы сможете увидеть, это результат, но как раз это и главное. Посмотрите, как мастер строит фразы, подумайте, что он хотел сказать тем или иным произведением. Не исключено, что его идеи вдохновят вас на что-то свое, поскольку идея в процессе осмысления изменяется и раскрывается с разных сторон.
Можно ли что-то планировать в творчестве? Можно, конечно, как и везде. И, как везде, есть шанс не управиться с планами. Здесь даже больший, чем в других областях. Я часто вижу советы вроде «писать не меньше (вставить число) страниц в день». Мне кажется, те, кто дает такие советы, немного лукавят. Бывает, что получается написать гораздо больше заданного числа, когда, что называется, несет, и только и успевай записывать, а бывает, что ни строчки из себя не вынешь. И то, и другое для творческого процесса нормально. Сидеть и пялиться в чистый лист, как, опять же, советуют начинающим авторам, не нужно. Такое мучительное занятие портит настроение и выбивает из колеи. Если не идет — почитайте. Это самый безболезненный способ прийти в форму. Еще хороший вариант — погулять. На ходу думается легче. Посмотрите по сторонам, погуляйте со смыслом. Не для того, чтобы записать, как гуляли, просто обратите внимание на мир вокруг. Даже если не полегчает, пользу организму принесете. Не любите гулять — абсолютно любой вид деятельности на выбор. Отвлекитесь, забудьте о чистом листе, даже о дедлайне, выкиньте его из головы. Переберите фотографии, позвоните родителям, приготовьте ужин, пропылесосьте ковер. Муза — существо застенчивое, от повышенного внимания бежит, а если не обращать на нее внимания некоторое время, она сама захочет проверить, что это вы такое интересное делаете, что совсем про нее забыли.
И вот тут — держитесь!