Женщины-живописцы во все времена не обделяли вниманием своих современников-мужчин. Они изображали их на полотнах в основном сильными, красивыми, уверенными людьми. Это были любимые и близкие, знакомые и не знакомые художнице лица. Происхождение, статус и возраст мужчин не имели значения.
Галиция Феде, «Юдифь», фрагмент, автопортрет.
Возьмём, к примеру, итальянскую художницу Галицию Феде (1578 — 1630). Отец Галиции был художником-миниатюристом. Он и научил дочь рисовать. Уже в подростковом возрасте о ней заговорили как о талантливой девочке.
Галиция Феде, «Паоло Мориджиа», 1596 г.
Ею написано несколько полотен мужчин-современников. Это «Портрет Паоло Мариджи» — известного миланского историка и поэта, её благодетеля и ценителя творчества. Картина ему понравилась, и Мариджи ответил благодарностью, посвятив художнице стихотворение.
Кроме того, Галиция Феде с удовольствием пишет портрет своего соратника по кисти, художника Федерико Цуккаро. На мой взгляд, немного мрачновата картина «Портрет врача». Красивый седовласый мужчина держит в руках череп. Но скорее всего, предмет несёт определённый смысл, напоминание о его профессии. Человек не первой молодости, с красивыми тёмными глазами и едва заметной улыбкой на лице, смотрит с холста «Портрет мужчины».
Галиция Феде, «Портрет врача», 1605 г.
У художницы немного картин такого плана. В основном она любила писать натюрморты, и они у неё прекрасно получались.
У англичанки Мери Бил (1633 — 1699) можно встретить несколько мужских портретов. Сама она считается первой профессиональной художницей того времени. Родилась в семье священника, который был художником-любителем. Скорее всего, первые навыки рисования дочь получила от него.
Мери Бил, «Автопортрет»
В 10 лет Мери осталась без матери, поэтому рано научилась быть самостоятельной и в жизни зарабатывала своим ремеслом. В 19 лет она вышла замуж за торговца тканями, любителя рисовать для развлечения. Однако серьёзно заниматься живописью Мери Бил начинает где-то в 37 лет.
Она быстро завоевывает популярность, у неё появляется много заказов именитых людей, в том числе мужчин. Ее кисти принадлежат полотна «Портрет медика», «Портрет юноши», «Портрет маркиза Галифакс», «Портрет Епископа Джон Лейка» и другой знати. Имеются семейные портреты и отдельные портреты сыновей.
Мери Бил, «Джордж Сэвил, 1-й Маркиз Галифакс», ок. 1674−1676 гг.
Анжелика Кауфман (1780 — 1785) — дочь немецкого малоизвестного художника И. И. Кауфмана. Уже с шести лет девочка проявила свои незаурядные способности в живописи. Поэтому отец хотел, чтобы Анжелика превзошла его. Для этого он не жалел средства и время.
Ангелика Кауфман, «Автопортрет», 1780−1785 гг.
Семья много путешествовала по Италии, куда переехала после исполнения Анжелики 11 лет. Во время таких путешествий она встретила свою первую любовь, молодого музыканта. Юная талантливая красавица, к тому же ещё с удивительными вокальными данными, покорила его сердце. Возлюбленный просил бросить живопись, тирана-отца и уехать с ним. Однако Анжелика по совету духовника осталась верна профессии живописца.
А свою горячую влюблённость художница воплотила в картину «Орфей и Эвридика». В ней, согласно сюжету, Орфей хочет увести Эвридику из Ада. Ещё одна картина, посвящённая мужчине, но уже наставнику, называется «Портрет И. И. Винкельмана». Это известный немецкий историк искусств, с которым она познакомилась в Риме.
Ангелика Кауфман, «Портрет И. И. Винкельмана», 1764 г.
У Анжелики было много поклонников, но, к сожалению, мужчины не сделали её счастливой. Она умерла в одиночестве на руках у своего дяди. А портрет И. В. фон Гёте — важного человека в её жизни, сумевшего понять внутренний мир Анжелики, остался незавершённым.
Зинаида Серебрякова
(1884 — 1967), знаменитая художница современности, выросла в семье творческих людей. Её дед по материнской линии был незаурядным архитектором. Мать в молодые годы была художником-графиком. Отец Е. А. Лансере был известным скульптором. Братья и племянницы также занимались искусством и в этой деятельности достигли определённых высот.
З. Е. Серебрякова, «За туалетом. Автопортрет», 1909 г.
Зинаиде Евгеньевне пришлось долгое время прожить за границей. Она очень скучала по близким людям и свою любовь к семье выражала посредством картин. Много портретов посвящено именно родным людям.
З. Е. Серебрякова, «Портрет С. Р. Эрнста», 1921 г.
Каждый мужской портрет имеет свою историю. В изображённый образ вложена частичка души женщины-художницы, которая стремилась донести до зрителя красоту и достоинство сильной половины человечества.
Автор: Надежда Чебашева
Источник