Евгений Кисин – одна из главных звезд фестиваля «Площадь искусств», открывшегося в Петербурге
Знаменитый российский пианист Евгений Кисин - главная звезда XVIII Международного зимнего фестиваля «Площадь искусств», который открылся в Петербурге в четверг, 14 декабря, и продлится, по традиции, десять дней. Среди участников также – лауреат премии ECHO Klassik, европейского аналога Grammy, дирижер Максим Емельянычев, а в насыщенной программе – вечера, посвященные юбилейным датам композиторов Игоря Стравинского (135 лет со дня рождения) и Родиона Щедрина (85 лет).
Что касается Евгений Кисина, то в день открытия вместе с оркестром под управлением маэстро Юрия Темирканова он сыграл 2-й концерт Рахманинова и сочинения Стравинского. А в понедельник, 18 декабря, выступит сольно.
То, что на этот раз 45-летний Евгений Игоревич, «пианист мира», как его называют, точно приедет в город на Неве, стало понятно накануне. Корреспондент «Труда» встретилась с ним в фойе отеля, где он остановился, и лично подтвердил: приехал выступить перед российскими слушателями.
– Вы не были в Петербурге долгих восемь лет, Евгений. При этом активно выступали с концертами в разных странах и на разных континентах. Может быть, вас не приглашали на «Площадь искусств»?
– Регулярно приглашали! Но у меня не всегда получалось приехать. А однажды буквально накануне запланированного отъезда в Северную столицу я слег в постель с высокой температурой. Увы!.. Для меня большая радость играть в Петербургской филармонии. С этим прекрасным городом у меня связаны прекрасные воспоминания. В юности, когда я ещё жил в России, приезжал сюда каждый сезон. Мне родители с детства говорили, что здесь исключительно интеллигентная публика, знающая и понимающая. И я имел возможность убедиться в этом. Как-то спросил у буфетчицы филармонии, слушает ли она классическую музыку. На что та ответила: "Будете ещё репетировать, значит, будем слушать!". Нигде в мире мне ничего подобного мне не говорили. Это очень тронуло.
– О вашей творческой дружбе с Юрием Темиркановым известно давно. А помогает ли это вам открыть что-то новое в музыке? Или всё уже открыли для себя, никаких секретов давно не осталось?
– Благодаря Юрию Хатуевичу я полюбил «Симфонические танцы» Сергея Рахманинова. А с ними и самого Рахманинова во всей полноте его многогранного творчества.
– На нынешнем фестивале в Петербурге вы будете играть его произведения с оркестром и сольно. По какому принципу составляли программу для «Площади искусств-2017»?
– У меня всегда один принцип: любимые композиторы и любимые произведения. Выбираю из них. При этом важно, чтобы они хорошо сочетались друг с другом. На своем сольном концерте в Филармонии я буду исполнять, помимо прелюдий Рахманинова, также Сонату № 29 Бетховена. Это крупное произведение и оно хорошо воспринимается слушателями в сочетании с короткими прелюдиями.
– Если я не ошибаюсь, вы исполняли эту программу минувшей осенью в Москве…
– Бетховенский «Хаммерклавир» (так ещё называют Сонату № 29 – "Труд.ру") автор писал, стремительно теряя слух. В нем я слышу стремление Бетховена не сдаваться болезни, его страстную волю к жизни.
– Можно узнать, Евгений, как вы вообще работаете над своими программами – много времени это занимает? Тяжело даются новые для вас произведения?
– Как правило, два года – от момента, когда взял в руки ноты и до первого исполнения. После скрупулезного продолжительного домашнего разбора, перехожу к репетициям на сцене. Для того, чтобы исполнение улучшалось, необходимо играть перед публикой.
– Одной из причин того, что вы не часто выступаете в России, считается ваша концертная загруженность на престижных сценах мира. А сколько концертов даете, скажем, в среднем за год?
– Месяц на месяц не приходится, конечно, но, если, в среднем, за год, то выйдет, наверное, 40-50 концертов. Из них большая часть – до 30 – это сольные выступления. Порядка десяти – с оркестрами. Остальные камерные. Примерно так.
– А может, причина ваших не частных возвращений на Родину в том, что принимают вас здесь «как-то не так»?
– Мне никогда не приходилось сталкиваться с тем, что кто-то где-то плохо меня принимает. Всегда и везде – хорошо.
– Приходится подстраивать свой репертуар под конкретную публику? Она ведь везде разная…
– Не приходится, и этого не требуется. Понятно, что стран в мире очень много и все они весьма несхожи. У их жителей разный темперамент, вкусы, пристрастия. И это сказывается на выборе музыки, которую люди хотят слышать. И я это, безусловно, учитываю. Но, повторю, принимают везде хорошо, а вот выражают свои эмоции после концерта по-разному. По-моему, это нормально.
– В интернете, помимо музыкальных произведений, можно послушать также и стихи в вашем исполнении, в том числе вами написанные. Насколько я знаю, у вас даже вышел компакт-диск с записями как произведений современных авторов, так и собственного сочинения. Давно увлекаетесь поэзией?
– Сколько себя помню.
Людмила Безрукова