Одно из следствий реформы высшего образования – конкуренция вузов. Так, статус «национальный исследовательский университет» присваивается Правительством РФ на конкурсной основе сроком на десять лет, и потом этот статус подтверждается или нет, причем речь идет об очень приличном финансировании. А оцениваться вузы будут прежде всего по вкладу их выпускников в развитие экономики страны и региона. Прогнозируется также, что национальные исследовательские университеты (НИУ) к 2015–2020 гг. смогут войти в мировой рейтинг университетов. Значит, нужны таланты. Так что все 29 НИУ страны взяли курс на сотрудничество со школами, занялись профориентацией потенциальных абитуриентов. И вот некоторые результаты.
Санкт-Петербургский государственный университет информационных технологий, механики и оптики (ИТМО): как рассказал ректор Владимир Васильев, вуз работает со школьниками, начиная с 5–6 класса, стараясь привить у них интерес к технике и механике. С рядом других профильных вузов ведется подготовка учащихся по программированию, проводятся олимпиады по информатике, математике, физике.
«Всего за год нам удается охватить различными формами обучения более 5000 школьников по всей стране, – констатирует В.Васильев. – Мы дорожим каждым талантливым школьником: ребят, имеющих способности к математике, информатике, не так много. Можно сказать, это штучный товар. Кроме того, мы организуем курсы повышения квалификации для учителей математики и информатики – в 2011 г. на базе нашего университета прошли обучение 2500 педагогов.
Мы придаем большое значение организации олимпиад школьников. Анализ олимпиадных задач в области физики, математики, информатики показывает, что по уровню сложности они значительно превосходят задания по ЕГЭ. Могу сказать с полной уверенностью, что победители и призеры олимпиад учатся намного лучше тех, кто поступает по результатам ЕГЭ. Кроме того, олимпиадники более мотивированы на получение образования и профессии, а это очень важный фактор.
Нижегородский государственный университет имени Лобачевского (ННГУ), ректор Евгений Чупрунов: «Я очень надеюсь, что со временем мы займем достойные места в мировых топ-листах».
Здесь создали университетский кластер образования – это объединение школ вокруг университета. «Таким образом, сделан очень важный шаг в той деятельности, которую университет ведет десятилетиями, – комментирует начинание проректор по международной деятельности и инновациям в образовании ННГУ Александр Грудзинский. – У нас всегда было около 100 базовых школ, но это сотрудничество мы выводим на новый уровень. Этот кластер будет обеспечивать целый ряд новых функций, которые мы раньше не реализовали. Помимо углубленной подготовки по учебным предметам мы ставим задачу воспитать инициативного, конкурентоспособного человека, могущего не только осваивать фундаментальные науки, но и умеющего доводить свои идеи до общества, до экономики».
Но пока даже самому ректору не удается решить главную проблему вуза – нехватку мест в общежитиях: «Государство щедро финансирует НИУ, у нас созданы все условия для образовательной и научной деятельности. Но мальчику из Чувашии, который приедет к нам учиться, нужно где-то жить, и жить неплохо. Эту мысль я пытаюсь донести до Министерства образования и науки, до наших властей: те колоссальные инвестиции, которые нам выделяются из бюджета на совершенствование материально-технической базы и научные исследования, необходимо дополнить гораздо более скромными деньгами для того, чтобы построить новые общежития. Это позволит значительно увеличить академическую мобильность, которая на сегодняшний день является одним из главных преимуществ западных университетов по сравнению с российскими».
…Налицо до боли знакомая картина: давай, давай делай, а руки мы тебе все равно развязывать не будем. И вот требуемые структуры есть, а живого дыхания нет. Но поживем – увидим. Как всегда, важна и сама тенденция.
Ольга Дашковская