Владимир Владимирович Шахиджанян:
Добро пожаловать в спокойное место российского интернета для интеллигентных людей!
Круглосуточная трансляция из офиса Эргосоло

«Мы такую зарплату не получаем!!!»

Отчетность, которая не соответствует реальности, но, похоже, всех устраивает... Кроме педагогов

Не раз чиновники в государстве Российском приписывали к отчетной сумме лишний нуль и клали деньги себе в карман. Совсем иначе выглядел тот, кто приписывал к отчетности лишний нуль бескорыстно, из любви к Отечеству. Автор такой подделки становится героем. В сущности, именно это и происходит в России с прошлого года, когда зарплаты учителей начали взлетать «выше средней по экономике в регионе»! Все поделилось на черное и белое. Есть герои, которые думают об Отечестве и отчитываются о высокой зарплате в своей школе. И есть антигерои, которые заходят на каждый интернет-форум с вопросом: вы не знаете, где мои деньги? Мониторинг заработков, которых нет

«На сайте http://www.kpmo.ru/kpmo/statistic/monitor каждый может посмотреть среднюю зарплату учителя любого региона и школы, — пишет учительница. — Я нашла свою школу. Однако... Я была очень удивлена, что информация о количестве учителей нашего МБОУ не соответствует действительности. У нас 80 учителей, а там 46 человек! Отсюда и выходят такие цифры по заработной плате — нереальные...»

Рассказ учительницы тонет в хоре возмущенных голосов.

«Читаю таблицу. Ищу свою школу. В моем Краснодарском крае на декабрь 2011 года среднемесячная начисленная заработная плата учителей — 21444,04 руб. С трудом, но поверить можно. Но максимальная начисленная заработная плата УЧИТЕЛЯ — 84300 руб. Вот в это НЕ ВЕРЮ!»

«Для чего и как это делается?! — спрашивает учительница у коллег. — Кто дает такую дезинформацию?»

«Вот вся прозрачность и ПРИЗРАЧНОСТЬ бухгалтерии, — отвечает другая, — даже количество учителей в школе не соответствует действительности! Не то что зарплата!»

Стоп. В этом — суть.

Каждой школе выдается определенный фонд заработной платы. Если учителей (на бумаге) станет вдвое меньше, то их зарплаты (тоже на бумаге) повысятся, хотя и не вдвое, а пропорционально нагрузке. При этом в школьную отчетность можно будет вставить приятную графу: «Доля учителей, зарплата которых выше средней по экономике в регионе». Какой плюс для администрации ОУ!

Метод взят на вооружение.

«Волшебники! — возмущаются учителя в интернете. — Высший пилотаж очковтирательства!»

«Хочу работать в той школе, где учителя могут получать аж 43000 рублей!!! Хотя они об этом даже не подозревают!»

Но если уж администрация ОУ завралась, манипулируя со штатным расписанием и приписывая заоблачные заработки учителям своей школы, должно же что-то сделать региональное министерство образования?

Да ничего. Даже если директора ОУ поймают за руку.

Данные о зарплатах, вбиваемые каждой школой в форму на сайте, — не официальная статистика. Это — мониторинг, проще говоря, самоконтроль школ — со всей субъективностью, присущей этой операции.

Вряд ли учителя удивятся, узнав, что данные Росстата (по любому направлению КПМО — от внедрения НПФ до величины учительских зарплат) расходятся с показаниями мониторинга на 15–20%. Поэтому руководители образования в регионах почти никогда не ссылаются на показатели Росстата. Мониторинг, которым легко манипулировать, гораздо удобнее для нужд образовательных чиновников.

Хотите пример? Пожалуйста!

Один из педагогов через интернет попросил объяснить, почему максимальная начисленная заработная плата в его школе имеет заоблачные очертания: 127287 руб. (октябрь), 153000 руб. (ноябрь), 151598 руб. (декабрь 2011), а максимальная заработная плата учителя на ставку — 185709 руб. (IV квартал 2011-го). И получил ответ: «Департамент образования Ямало-Ненецкого автономного округа сообщает, что при предоставлении информации о максимальной начисленной заработной плате учителя на ставку в размере 185709 рублей управлением образования Администрации муниципального образования Н-ского района была допущена техническая ошибка. Фактическая максимальная начисленная заработная плата учителя по данному муниципальному образованию на ставку за декабрь 2011 года составляет 57695 рублей».

А теперь — последствия чересчур пылкого чиновничьего вранья. Обманутые учителя становятся дальновиднее.

Настойчивый педагог задал свой вопрос отнюдь не на форуме, где всякому дозволено прокричать свои обиды на всю страну, а через сайт Минобрнауки. Кто-то из чиновников, подивившись (а может, обрадовавшись поступательному движению реформы?), отправил официальный запрос в соответствующий регион. Там открестились от вымышленных сумм. Но контрольно-ревизионные органы наверняка взяли на заметку район, где с учительскими зарплатами вышла интересная «техническая ошибка». Ничего не вижу, ничего не слышу, ничего никому не скажу

Многие учителя без обиняков называют цели, ради которых фальсифицируется мониторинг:

«У меня высшая категория и ставка 8400 рублей, а рапортуют, что я получаю по максимальной ставке аж 28869,24 рубля. Не стыдно подавать такую ложь президенту?»

Нет, все гораздо серьезнее. Многие региональные и муниципальные чиновники за последние годы сами перестали понимать, в каком мире они живут. Мир виртуальной отчетности захлестнул официальные документы. Руководители больше не могут отделить правду от благонамеренной лжи.

Тем более что и сами они многого не знают. Например, до 2011 года расходы на общее образование проводились по нескольким кодам бюджетной классификации (а не только по подразделу 0702 «Общее образование»), поэтому некоторые руководители остаются в неведении, сколько бюджетных средств перечислено в подведомственные им школы.

Но ведь есть норматив финансирования, скажете вы?

Как показал проведенный Счетной палатой РФ аудит эффективности бюджетных средств, вложенных в общее образование с 2006-го по 2010 год, нормативы НПФ в некоторых регионах приняли, сообщили их школам, но... не стали финансировать по ним ОУ. Почему? Загадка. Сколько денег должна получить теперь такая школа? Тоже загадка.

Казалось бы, легче легкого узнать, сколько детей и учителей в школе? Да, если прийти на открытое школьное мероприятие и пересчитать всех по головам. Кстати, уважающие себя инспекторы так и делают. Не верят они локальной отчетности...

«Проверки, — говорится в отчете Счетной палаты РФ, — выявили многочисленные факты несоответствия данных статистического и ведомственного учета (на всех уровнях: федеральном, региональном, муниципальном)... Статистические формы отражают вакантные должности исходя из данных штатных расписаний общеобразовательных учреждений, которые в большинстве случаев подверглись существенным сокращениям в связи с оптимизацией расходов».

В общем, не удивительно, что муниципальные и уж тем более региональные чиновники от образования сами черпают сведения из... данных мониторинга. Вымысел школьной администрации неизбежно становится их реальностью. Она вплывает в другую виртуальную реальность — чиновничьи отчеты — и начинает долгое шествие по докладным и докладам, вытесняя с их страниц реальные цифры и факты.

Кто может сказать правду? Сами учителя.

«У нас, в Волгоградской области в г. N, администрация ОУ хорошо получает, хорошо получают и те, кто водит дружбу с этой администрацией, — говорит учительница,— а в то, что честно распределяется стимулирующий фонд, я не верю. После повышения я стала получать 16000, но если разобраться, то зарплата моя понизилась, т.к. в эту зарплату входит оплата за 25 часов, классное руководство, 0,5 ставки продленки, тетрадки, т.е., считай, на двух работах (учитель и воспитатель), с 8.00 до 17.00. А оплата на ставку стала всего лишь около 6000 (это с первой категорией). Так если у меня будет только ставка, то максимум я буду получать 8000, вычтите 13%... Объясните, где оно, повышение?»

Отчет Счетной палаты РФ подтверждает сказанное: не было повышения! Во всяком случае, в этом регионе.

«По материалам контрольно-счетной палаты Волгоградской области... — говорится в документе, — нарушения принятого в регионе порядка привели как к установлению и выплатам необоснованных надбавок, так и к невыплатам или выплатам не в полном объеме ряда надбавок. Уровень оплаты труда ряда педагогических работников снизился».

«Если вы действительно хотите понять ситуацию со средней заработной платой учителей в субъектах Федерации, необходимо провести анонимный социологический опрос с репрезентативной выборкой среди учителей, — предлагают в интернете педагоги. — Все станет как нельзя очевиднее. Маленький совет: только не надо спускать опрос по линии Министерства образования — опять „дважды два — пять“ получится...»

Все верно. Но ведь должна учительница пожаловаться на несправедливость! Только кому? Вот что может ответить ей Министерство образования и науки РФ:

«В адрес Минобрнауки России поступают обращения граждан Российской Федерации с информацией о том, что повышение зарплаты в сентябре 2011 года в некоторых муниципальных образованиях основано лишь на увеличении учебной нагрузки учителей. На данный момент эти данные не подтверждаются...»

Идти до конца

Почему же в этой ситуации оказались крайними учителя? Да потому, что они не рискуют отстаивать свои права. Лишь самые отчаянные педагоги — обычно жители крупных городов — готовы пободаться со своей администрацией. Если их выживут из одной школы — они перейдут в другую. Но для их сельских коллег главное — не потерять работу.

А сельских учителей у нас в стране по-прежнему почти миллион: если верить статистике, 948518 человек. И чиновники эту цифру знают.

Да, учителей можно обманывать. Они идеалисты. Они хотят говорить не о деньгах, а об успехах своих учеников. Они все еще надеются, что их денежные затруднения — дело временное. И что это закончится вот-вот: приедет в их регион Президент России и во всем разберется. Но там, где есть деньги и есть возможность почти бесконтрольно их тратить, всегда найдутся желающие этими деньгами распорядиться. А в системе образования деньги теперь есть. Со всеми вытекающими последствиями.

Бороться с нечестными администраторами — это наука. Приземленная и противная наука, которую российским учителям рано или поздно предстоит освоить.

Потому что иначе учительские зарплаты «выше средней по экономике» будут расти как на дрожжах. И зарплаты администраций ОУ — тоже. Правда, у педагогов эти деньги — вымышленные, а у чиновников от образования — самые что ни на есть реальные. В этом вся разница.

В конце концов, если бы учителя не пожаловались, то специальная комиссия, проверяющая законность начисления зарплаты в школах по поручению губернатора Кемеровской области, не уволила бы нескольких директоров ОУ. И в Свердловской области проверка областного министерства образования не пришла бы в школы, где педагоги уличили администраторов в махинациях со стимулирующим фондом. И в Дагестане не были бы найдены 47 миллионов рублей, которые республика в 2011 году недоплатила за классное руководство.

Но случилось то, что рано или поздно должно было случиться. Кто-то повысил голос. Аудиторы подняли финансовые документы и нашли недостачу. Значит, деньги педагогам рано или поздно вернут.

Цитируемый отчет Счетной палаты РФ «О результатах контрольного мероприятия „Аудит эффективности использования бюджетных средств, направляемых на государственную поддержку учреждений общего образования, в том числе расположенных в сельской местности“» затрагивает период с 2006-го по 2010 год и включает материалы мероприятий, проводимых контрольно-счетными палатами 34 субъектов РФ.

Светлана Кириллова

629


Произошла ошибка :(

Уважаемый пользователь, произошла непредвиденная ошибка. Попробуйте перезагрузить страницу и повторить свои действия.

Если ошибка повторится, сообщите об этом в службу технической поддержки данного ресурса.

Спасибо!



Вы можете отправить нам сообщение об ошибке по электронной почте:

support@ergosolo.ru

Вы можете получить оперативную помощь, позвонив нам по телефону:

8 (495) 995-82-95