Недавно телеграм-канал "Беспощадный пиарщик" со ссылкой на своих "пташек" сообщил, что некоторые столичные торговые центры не пускают в здание курьеров служб доставки еды без доказательства, что они идут забрать заказ, а также запрещают ждать выдачи, сидя в зоне фудкортов. Репортёры Metro убедились, что это правда.
Куда не пускают без заказа
46-летний Уринбай из Узбекистана работает курьером в Delivery Club. По его словам, без заказа его не пускают в "Афимолл" и "Европейский". На входе туда курьерам надо показывать смартфоны с действительными заказами. Опытные охранники не только сверяют время и дату, но и трогают пальцем экран, чтобы убедиться: это не скриншот, а реальная заявка.
Однако охранники "Европейского" на наших глазах спокойно пропускают Уринбая без просьб показать заказ. Позже в пресс-службе торгового центра Metro заверили, что никаких ограничений для курьеров служб доставки еды там нет и не было. А вот в "Афимолле" действительно возникает проблема. Один охранник не пускает Уринбая поесть. На другом входе курьер говорит, что хочет просто пройти.
– Что вы хотели? Прогуляться по зданию? Вообще нежелательно, но проходите, – отвечает охранник и переходит на "ты", – только покажи мне просто телефон.
Уринбай показывает скриншот и проходит. Похоже, что охранник решил ему помочь.
В "Афимолле" не ответили на запрос Metro с просьбой объяснить свои ограничения для курьеров служб доставки еды. Сам же Уринбай полагает, что это правило направлено на обеспечение безопасности в торговом центре, но считает его несправедливым:
– Права курьеров должны быть защищены, мы тоже люди. Если зима или дождь, стоять и ждать на улице очень трудно.
Где не разрешают ждать заказ в помещении
В бургерной "Фарш" на Никольской улице официант на наших глазах попросил выйти на улицу другого курьера того же сервиса. В ожидании заказа тот единственный сидел за большим длинным столом, но безропотно ушёл. Представительница сети объяснила Metro, что правило ввели для удобства обычных посетителей.
– У нас огромное количество заказов доставки и раньше бывало, что весь зал занимали только курьеры, а нашим гостям некуда было сесть, – сказала наша собеседница, подчеркнув, что бургеры готовятся не больше 10 минут.
Запрещают ждать заказы в зале и в сети ресторанов "Кофемания". В тёплую и хорошую погоду курьеров просят делать это снаружи, в дождь, снег и холод разрешают ждать около дверей внутри. По словам директора по коммуникации сети "Кофемания" Екатерины Архиповой, правило связано в том числе с гигиеной, ведь курьеры в отличие от обычных гостей в ресторане не снимают верхнюю одежду.
– Мы относимся к курьерам с уважением, это такая же работа в ресторанном бизнесе, как и вся другая. Но штука в том, что все рестораны разные: их размеры, входные группы отличаются, – сказала она Metro. – Летом люди ждут заказ на улице: сидят на лавочке или стоят, чтобы не толпиться в зале ресторана и не мешать на проходе, потому что официанты, гости ходят. У нас зачастую очереди стоят. Когда на улице плохая погода, они стоят в тамбуре или у входа внутри.
Однако Уринбай и два курьера "Яндекс.Еды" заявили Metro, что минувшей зимой в "Кофемании" им вообще не разрешали ждать заказы внутри.
– Зимой тоже на улице ждали – во всех в Москве. По 30-40 минут, – сказал курьер «Яндекс.Еды», пожелавший остаться анонимным.
Где не разрешают сидеть рядом с гостями
На шестом этаже Центрального детского магазина на Лубянке слева от фудкорта есть зона ожидания для курьеров с двумя деревянными лавочками. Это решение придумали в компании "Галс-Девелопмент", владеющей ЦДМ. Объявление, подписанное администрацией магазина, гласит: "Сотрудникам курьерских служб доставки еды запрещается находиться (сидеть, стоять) в зоне посадочных мест фудкорта в период ожидания заказа. Также настоятельно просим не размещать термосумки и верхнюю одежду в зоне посадки фудкорта".
– Мы решили сразу несколько вопросов: сотрудники служб доставки не занимают в пиковые часы места на фудкорте, не создают неудобство для клиентов, не загромождают проходы объёмными сумками для доставки, – пояснила Metro директор департамента коммерческого управления "Галс-Девелопмент" Светлана Мазур.
Курьеры нормально относятся к правилам в ЦДМ. Кому ждать недолго, делают это стоя у касс, кому подольше – сидят в "уголке ожидания".
Где дружелюбнее всего относятся к курьерам
Среди торговых центров сотрудники служб доставки комфортнее всего чувствуют себя в "Авиапарке".
– Туда проходишь, как обычный человек, только сумку проверяют, – рассказал Metro курьер "Яндекс.Еды".
Из ресторанов больше всего курьерам рады в фаст-фуде. Там не только дадут спокойно посидеть и отдохнуть, зарядить телефон, но и угостят водой, рассказали Metro в пресс-службе сервиса Delivery Club. В "Яндекс.Еде" создали онлайн-карту заведений по адресу люди.вжелтом.рф с комментариями от них. В одних местах курьерам предлагают горячий чай, в других дают 20-процентную скидку на еду.
– С прошлого года ситуация улучшается. Всё больше ресторанов заботятся, чтобы комфортно было не только посетителям в зале, но и курьерам, – отмечают в пресс-службе "Яндекс.Еды". – Мы помогаем бороться с ограничениями для курьеров и категорически против любой дискриминации.
Мария Беленькая, Кирилл Сосков