Покупатели в супермаркетах нередко становятся жертвами грубости охранников. «Труд-7» с помощью юристов выяснил, на что имеют право сотрудники охраны магазинов и как с ними общаться.
Мы были с
Подобные случаи с покупателями супермаркетов случаются нередко.
Форма не дает полномочий
Как рассказал «Труду-7» адвокат Евгений Черноусов, на самом деле охранники обладают теми же полномочиями, что и обычные граждане. «Да, они часто одеты в форму, иногда даже в каких-то погонах, но охранники супермаркетов не являются сотрудниками правоохранительных органов, — пояснил юрист. — Их задача — следить за мониторами, наблюдать за покупателями. А в случае обоснованных подозрений на воровство они лишь имеют право вежливо попросить посетителя супермаркета задержаться, после чего вызвать милицию».
Попросите документы
Если у касс или посреди торгового зала вас останавливает охранник магазина, сначала попросите его представиться и предъявить удостоверение. Запишите его данные: они могут понадобиться вам впоследствии. Юристы советуют не уходить по его просьбе в подсобные или служебные помещения. «Лучше, чтобы у вашего общения были свидетели, на роль которых хорошо подойдут другие покупатели, — пояснил Евгений Черноусов. — Если охранник превысит свои полномочия, позволит себе оскорбления в ваш адрес, свидетельские показания понадобятся вам для того, чтобы пожаловаться на него в милицию, а также подать в суд. Не забудьте попросить у свидетелей их контактные данные».
Держитесь твердо
Помните, что охранник супермаркета не имеет права лазить по вашим карманам, рыться в сумках, что-либо изымать, хватать за части тела или одежду, обращаться с вами в неуважительной манере и позволять себе какие-либо обвинения в ваш адрес, одевать наручники или применять какие-либо спецсредства. Охранник также не имеет права грозить вам задержанием, арестом или каким-либо другим наказанием. В уважительной форме, но твердо попросите охранника разговаривать с вами тактично и, если у него есть подозрения на ваш счет, вызвать милицию.
Жалуйтесь в милицию
Если вам не понравилась манера, в которой с вами разговаривал охранник супермаркета, потребуйте от него данные ЧОПа, на который он работает. В случае отказа обратитесь с той же просьбой в администрацию магазина: они обязаны предоставить вам эту информацию. Затем напишите заявление в милицию с требованием лишить этот ЧОП лицензии. Если охранник в ходе вашего общения при свидетелях позволил себе нецензурную брань, то также напишите в милицию заявление с просьбой возбудить в его отношении административное дело по факту мелкого хулиганства. Приложите к заявлению показания свидетелей вашего конфликта.
Подавайте в суд
Если действия охранника супермаркета заставили вас пережить эмоциональное потрясение, вы имеете право подать в суд на ЧОП, сотрудником которого он является, с требованием компенсации морального ущерба. В этом случае нужно подать иск в суд по месту жительства, приложив к нему показания свидетелей вашего конфликта с охраной.
Что не имеет права делать охранник супермаркета
Лазить по карманам покупателя
Рыться в сумках и рюкзаках покупателя
Изымать что-либо из личных вещей
Хватать покупателя за части тела или одежду
Тащить покупателя в подсобные или служебные помещения
Надевать наручники
Применять спецсредства
Обращаться к покупателю в неуважительной манере
Позволять себе нецензурную брань
Позволять себе обвинения в адрес покупателя
Угрожать покупателю задержанием
Угрожать административным арестом
Угрожать каким-либо другим наказанием