В прошлом году аферисты похитили с банковских карт россиян 1,38 миллиарда рублей. По данным Центрального банка РФ, ущерб от мошеннических атак (а их было 417 тысяч) оказался на 44% больше, чем в 2017 году.
Крупнейший банк страны — Сбербанк — назвал популярные способы кражи денег с карточек. Рассказываем о них.
Звонок от «службы безопасности» банка
Самая распространенная мошенническая схема — это звонок якобы из службы безопасности банка. На том конце провода называют клиента банка по имени и отчеству и сообщают, что кто-то из другого региона или даже из другой страны пытается похитить с его счета кругленькую сумму денег. Чтобы спасти средства, «банковский работник» просит назвать данные карточки — срок ее действия, CVC-код, продиктовать одноразовые пароли из смс-сообщений или дойти до банкомата и совершить там определенные действия. Разумеется, это мошенники, и, выполнив их просьбы, вы точно останетесь без денег. В новостных сводках полно историй, как этим нехитрым способом «развели» соотечественников — в некоторых случаях похищенные аферистами суммы исчисляются миллионами рублей.
«Для убедительности мошенник может сказать, что включает программу-робот, что только роботизированной системе можно сообщать данные. Кроме того, может предложить перевести деньги на „защищенный счет“ персонального менеджера», — сообщает Сбербанк.
Или, как вариант, злоумышленник может пустить в ход угрозы: «Если не назовете пароль из смс-сообщения, мы уже ничем не сможем вам помочь, когда у вас украдут деньги».
Что делать? В первую очередь следует сохранять спокойствие и помнить, что настоящие сотрудники банка действительно могут позвонить и уточнить, совершали ли вы ту или иную операцию. Но они никогда не спросят конфиденциальную информацию. И уж тем более не предложат перевести деньги на некий резервный счет.
Звонок от «покупателя»
Здесь в зоне риска граждане, пользующиеся услугами сайтов бесплатных объявлений. Аферист связывается с продавцом, прикидывается потенциальным покупателем, просит забронировать шкаф или газовую плиту под него и обещает внести залог, чтобы товар не достался никому другого. Продавец радуется, что быстро нашелся покупатель, да еще такой честный, что готов перевести деньги заранее, и теряет бдительность. Это-то и нужно мошеннику. Он просит назвать не только номер карточки, но и CVC-код и/или пароль из смс-сообщения.
700 тысяч рублей по такой схеме потеряла 20-летняя жительница Ханты-Мансийска. На сайте объявлений девушка пыталась продать норковую шубу. «Ей позвонил неизвестный и предложил внести предоплату за товар. Девушка сообщила злоумышленнику номер банковской карты и код доступа, пришедший в смс-сообщении на телефон заявительницы. В результате югорчанка лишилась денежных средств на общую сумму более 700 000 рублей», — говорится в сообщении пресс-службы полиции окружного центра.
Что делать? Запомните, что для перевода денег достаточно одного только номера карточки или привязанного к ней мобильного телефона. Если потенциальный покупатель рвется внести предоплату и просит назвать другие данные карточки — перед вами мошенник.
Звонок из «инвестиционной компании»
Еще одна схема телефонного мошенничества — звонок из брокерской или дилерской организации. Аферисты звонят соотечественникам, представляются представителями инвестиционного фонда и предлагают вложить накопления в инструменты с высокой доходностью. Как только гражданин открывает счет и переводит на него (а на самом деле мошенникам) средства, специалист по инвестициям пропадает. Разумеется, вместе с деньгами.
Что делать? Перед тем, как переводить деньги в инвестиционный фонд, нужно удостовериться, что организация имеет лицензию Центрального банка — проверить это можно на официальном сайте регулятора. Также банкиры рекомендуют выяснить, кому принадлежат реквизиты организации, куда предлагается перевести средства для инвестирования.
Мошеннические опросы
Бывает, что аферисты устраивают онлайн-опросы якобы от имени банка, за прохождение которых обещается вознаграждение. Однако оказывается, что для того, чтобы принять участие, нужно внести так называемый «закрепительный платеж» — якобы для подтверждения карты и перечисления вознаграждения. На самом деле эти деньги оседают на счетах мошенников, никакого вознаграждения, разумеется, никто не получает.
Что делать? Эксперты советуют настроить на компьютере блокировку фальшивых сайтов. И не вводить данные карты, если домен не совпадает с официальным названием сайта банка.
Надежда Вредина