Круглосуточная трансляция из офиса Эргосоло

Водка и коньяк опять подорожают: Минфин повысил градус дискуссии

Чем грозит россиянам очередная инициатива правительства

Государство основательно взялось за рынок крепких спиртных напитков: с 1 января 2020 года, согласно приказу Минфина, минимальная цена 0,5 литра сорокаградусной водки составит 230 рублей вместо прежних 215, а коньяка — 433 вместо 388. Эту меру чиновники объясняют повышением ставок акциза на алкогольную продукцию с долей этилового спирта выше 9%, а также инфляцией. В свою очередь, опрошенные «МК» эксперты расходятся в оценках: одни говорят о безусловном благе для производителей и заведомо беспроигрышной ситуации для розничного рынка, другие — о непредсказуемых последствиях взвинчивания «минималки» для населения.

Водка и коньяк опять подорожают: Минфин повысил градус дискуссии
 
 
 

Главный вопрос: как принятое Минфином решение о повышении «минималки» отразится на ценах спиртного и его качестве? Правительство поступило абсолютно правильно, уверяет директор Центра исследований федерального и регионального рынков алкоголя Вадим Дробиз. Цена — понятие экономическое: она складывается из производственных и накладных затрат, налогов и так далее. По словам аналитика, нынешняя мера позволит алкогольным компаниям безубыточно производить нормальную легальную водку, а в случае с коньяком — использовать более качественные коньячные дистилляты.

«У нас в 2014 году водка в легальной рознице стоила 220 рублей. И вот пожалуйста, случился кризис, в начале 2015-го понизили минимальную цену до 185 рублей, по которой мог продаваться только контрафакт. С тех пор выросли и накладные расходы, и акцизы, и инфляция. То есть, государство, во-первых, повело себя бесчестно по отношению к производителю, во-вторых, само создало условия для заполнения рынка нелегальной водкой. Сейчас ситуация явно меняется к лучшему», - рассуждает Дробиз.

Что касается населения, оно, по мнению собеседника «МК» не заметит подорожания крепкого алкоголя, к тому же речь идёт о незначительных величинах. Россияне со средними и высокими доходами традиционно пользуются легальной розницей, а неимущие в эти торговые точки не ходят, покупая лишь «палёную» водку по цене в 2-2,5 раза ниже официальной «минималки». Соответственно, для первой группы повышение на 15 рублей за поллитровку большой трагедией не станет, а для второй — тем более не имеет значения.

Иного мнения придерживается старший аналитик «Альпари» Анна Бодрова. Она объясняет, что с нового года вырастут не только акцизы на чистый спирт, но также цены на пшеницу (базовое сырье для водки) и стекло, из которого изготавливаются бутылки, отмечает. В таких условиях не повышать минимальные цены на крепкий алкоголь государство просто не может, других вариантов для него не существует. По прогнозу Бодровой, потребителя ждет рост ценника на весь объём товара в этом сегменте как минимум на 5-8%.

Одна из декларируемых властями задач — борьба с контрафактом на рынке, напоминает старший аналитик «Финам» Сергей Дроздов. На его взгляд, методично, из года в год, поднимая планку минимальной цены на водку, правительство играет на руку недобросовестным производителям, бутлегерам. Чем выше эта цена, тем выгоднее производить крепкие спиртные напитки нелегально. Соответственно, чтоб потеснить фальсификаторов, нужно, напротив, официальную продукцию удешевлять, убеждён Дроздов. В тех экономических условиях, в которых основная масса граждан живет с 2014 года, власти не должны замахиваться на почитаемые россиянами продукты, почти «на святое». Многие подобные решения у нас принимаются «с учетом опыта западных стран», но прежде, наверное, стоит довести зарплаты в России до среднеевропейского уровня, резюмирует собеседник «МК».

Напомним, что минимальная розничная цена на водку была введена в 2009 году — после объявленной тогдашним президентом Дмитрием Медведевым новой антиалкогольной кампании. К 2014 году более чем вдвое вырос акциз — с 210 рублей за 1 литр чистого спирта до 500, пиво приравняли к алкоголю, место и время разрешенной продажи было значительно ограничено. Между тем, в выручке любого магазина доля алкоголя доходит до 20%, тогда как доля молочной продукции, а также категории «фрукты-овощи» составляет по 10%.

Георгий Степанов

Источник

 

291


Произошла ошибка :(

Уважаемый пользователь, произошла непредвиденная ошибка. Попробуйте перезагрузить страницу и повторить свои действия.

Если ошибка повторится, сообщите об этом в службу технической поддержки данного ресурса.

Спасибо!



Вы можете отправить нам сообщение об ошибке по электронной почте:

support@ergosolo.ru

Вы можете получить оперативную помощь, позвонив нам по телефону:

8 (495) 995-82-95