Владимир Владимирович Шахиджанян:
Добро пожаловать в спокойное место российского интернета для интеллигентных людей!
Круглосуточная трансляция из офиса Эргосоло

На поле танки грохотали

Мистический «Белый тигр» Карена Шахназарова сломал классические стереотипы окопной правды

Странно, что почти все издания проигнорировали выход в прокат «Белого тигра» Карена Шахназарова. Конечно, причиной тому могут быть и весенние каникулы, которые у нас, как и зимние, принято отмечать, бросив страну на произвол судьбы ради теплых берегов и дачных грядок. Возможно, многие не увидели смысла разговаривать с пустотой. Ведь очевидно, что отечественный фильм, выходящий к некруглой «победной» дате будет задавлен тотальным нашествием комиксовых «Мстителей» и вампирской готики Тима Бертона. Прокатчикам никто больше не указ, кроме бокс-офиса, а патриотизм нынче не в тренде. Так что они выбирают именно то, что может привлечь праздношатающуюся молодежь в кинотеатры. Впрочем, кое-кто обвиняет Никиту Михалкова в том, что нынешняя аудитория равнодушна к военной тематике. Дескать маэстро два года подряд терзал рецепторы зрителей, в том числе и молодых, агрессивной рекламной кампанией «Утомленных солнцем 2», чем исчерпал ресурс доверия к «великому кино о великой войне», как теперь принято говорить, на 146 процентов. Однако при всей неоднозначности моего отношения к михалковской дилогии, я бы как раз взглянула на нее сегодня как на переломную работу. И если бы ее автор не сочетал свою режиссерскую деятельность с имиджем одиозной общественной фигуры, она могла обозначить второе рождение военного киножанра. Но отныне пальма первенства у Карена Шахназарова. Его «Белый тигр» ломает классические каноны окопной правды, чтобы не только рассказать о войне языком притчи, но едва ли не перевести регистр в область фантасмагории.

Вначале было слово. Несколько лет назад военная повесть Ильи Бояшова «Танкист, или «Белый тигр» очень ярко описала метафизику войны. Но там было все-таки слишком много слов и натуралистических деталей — от жутковатого вида главного героя до хруста раздавленных костей. Шахназаров и его постоянный соавтор драматург Александр Бородянский, превращая повесть в сценарий, очистили зерно сюжета — противостояние сгоревшего танкиста и одушевленного танка. Да хоть бы и михалковское «Предстояние» тут подошло, потому что есть и устремленность действия в будущее, и молитвенный смысл мистической дуэли. Сам Шахназаров любит проводить параллель с «Моби Диком», где кита-убийцу преследует одержимый капитан-китобой.

Механик Иван Найденов (Алексей Вертков) вернулся с того света, а говорящее имя ему дали в госпитале. Его танк был подбит и сгорел во время боя. Сам танкист превратился в головешку. Но случилось чудо — раны стали заживать, солдат вернулся в строй. Память ему оставила только одно воспоминание — германский танк «Белый тигр». Легенда о секретном оружии Третьего рейха распространяется по фронту: чертов танк неуловим, непобедим и непонятен. Сладить с ним может только равнозначный ему феномен — то ли безумец, то ли провидец Найденов, который молится танковому богу и разговаривает с подбитыми боевыми машинами. Его командиру майору Федотову (Виталий Кищенко) тоже полшага осталось до агента Малдера из «Секретных материалов»: бравый майор устраивает фотоохоту на «Белого тигра», хотя танк-призрак на пленке не проявляется.

Все происходящее на экране невероятно освежает взгляд на военное кино. Прежде всего хочется отметить неординарные актерские работы. Алексей Вертков («Палата № 6», «Утомленные солнцем 2», «Счастье мое») напоминает разом молодых Малколма Макдауэлла и Алексея Серебрякова. Почти балетная природная пластика Виталия Кищенко («Отрыв», «Изгнание», «Мишень») завораживает. Это действительно отличный от других актерский дуэт. Режиссерский подход, с одной стороны, вовсе не отвергает классическую окопную правду, которую мы помним по фильмам от «Баллады о солдате» до «Они сражались за Родину». Здесь много реалистичной достоверности — и в лицах, которые отбирались штучно даже для массовых сцен, и в неопоэтизированных сценах танковых боев, которые снимались на натуре, без компьютерных дорисовок, и в сценках мирных передышек, где достаточно не только психологической точности, но и юмора. С другой стороны, никогда еще (если не считать попытки Михалкова) в нашем кино та далекая уже война не представала мистической битвой добра со злом. Причем в совершенно современном виде — когда для понимания образной структуры фильма неплохо бы разбираться в мифологических мотивах и философском фэнтези. Но достигается это без привлечения в сюжет сказочных чудовищ и супергероев. Я не большой спец в компьютерных стрелялках, однако понятно и то, что основной сюжет дуэли двух танков можно уложить в структуру игр-аркад и симуляторов. Так что любой толковый маркетолог мог бы сделать на основе «Белого тигра» вполне коммерческий продукт для подростков.

Понятное дело, что операторы Александр Кузнецов и Алик Тагиров придумали для этого фильма какие-то особые фишки. На моей памяти никто еще танковые сражения не показывал столь крупными, иногда портретными планами. И я точно впервые видела, как бронированная громадина, снятая субъективной камерой, стремительно рвется через лес, подминая под себя деревья, — это невероятно страшно, это неотвратимо, это инфернально. Или как тяжелые неповоротливые машины, абсолютно реалистичные, снятые в подлинной грязи военного полигона, вдруг предстают мобильными трансформерами, наделенными антропоморфными качествами. Сцена игры в кошки-мышки двух танков в подробной декорации сгоревшей деревни — просто образцовый сплав технологичного экшн-триллера и традиционного военного кино. Да и выбор в качестве музыкального сопровождения именно вагнеровской увертюры к «Тангейзеру» выглядит концептуальной штукой автора — тут явно важно еще и созвучие имени легендарного менестреля со словом «танк».

Впрочем, кроме истории про дуэль танков, тут есть еще два обобщающих финала — патриотический и философский. Они-то и поставили в тупик прокатчиков, смотревших «Белого тигра» на весеннем Кинорынке. В первом документально, по архивным записям воспроизведена сцена подписания акта о капитуляции Германии 8 мая. Не лишний, кстати, урок истории в наши дни, когда школьники легко могут сморозить, что фашистскую Германию одолел Спилберг, спасший рядового Райана. Это настоящая правда о Дне Победы: торжествующий и непреклонный маршал Жуков (Валерий Гришко) и потерявший от брезгливости к самому себе аппетит фельдмаршал Кейтель (Кристиан Редль). Однако эта правда как бы опровергает рассказанную в фильме историю, превращая ее в фэнтези.

В финале философском появляется Гитлер (Карл Кранцковски), но документальность тут отброшена. В отличие от известных по хронике спартанских интерьеров кабинет фюрера представляет собой нечто фантастическое — кривящиеся линии ар-нуво, которое Гитлер терпеть не мог, мозаики с танцующими золотыми одалисками, гигантские фрески, смешивающие мотивы антивоенных офортов Гойи с декадентскими восточными сюжетами. Художники-постановщики Сергей Февралев и Ирина Очина для этой сцены выложились по полной, и эта роскошная декорация даже будет сохранена как часть музейного комплекса «Мосфильма». Но на экране режиссер погрузил ее в полумрак, где в резном кресле у камина старенький, тихий Гитлер из своего небытия рассуждает об истоках фашизма и природе войны — он не изобрел фашизм, а только воспользовался модными европейскими идеями своего времени, и мировая война вовсе не окончилась в 45-м, а продолжает быть главным соблазном рода человеческого. Весь монолог скомпонован из реальных высказываний фюрера. Их молча выслушивает некто, чье лицо погружено во тьму. Кто это, примерно понятно. В конце концов, и к повести Бояшова эпиграфом стоят слова булгаковского Воланда о необходимости зла для существования добра. Но Шахназаров не хочет уточнять, предпочитая, чтобы каждый сам искал ответ. Причем на более важный вопрос: а разве сегодня фашизм не стремится стать трендом и расцвести в «зигах» спортивных фанатов, в маршах латвийских «легионеров», в «манифестах» Брейвика и ему подобных? Так что все разговоры о ненужности фильмов о той войне явно преждевременны.

Честно говоря, даже обидно, что все шахназаровское новаторство брошено в заранее проигранную битву с примитивным комиксом. Впрочем, проблема куда глубже. В последние годы среди либеральной интеллигенции возникло мнение, что любое напоминание о «той войне» — от фильмов до георгиевских ленточек — есть элемент официальной пропаганды, эдакая мантра для промывки мозгов. И это при том, что поверх нынешних барьеров, разделивших нас на «болотных» и «поклонных», на «нижнетагильских» и «белое кольцо», День Победы остался по сути последней скрепой для нации. Исчезни она — кому нужны будут все эти примитивные «мстители» и прочие вампиры?

Ирина Любарская

614


Произошла ошибка :(

Уважаемый пользователь, произошла непредвиденная ошибка. Попробуйте перезагрузить страницу и повторить свои действия.

Если ошибка повторится, сообщите об этом в службу технической поддержки данного ресурса.

Спасибо!



Вы можете отправить нам сообщение об ошибке по электронной почте:

support@ergosolo.ru

Вы можете получить оперативную помощь, позвонив нам по телефону:

8 (495) 995-82-95